Повышение скоростей движения и увеличение мощностей электроподвижного состава на отечественных железных дорогах привели к ужесточению требований, предъявляемых к безопасности движения пассажирских и грузовых перевозок, в том числе и требований, связанных с обеспечением надежного токосъема.
Для обеспечения надежного токосъема, особенно при взаимодействии с контактной подвеской токоприемников электроподвижного состава, последние необходимо оборудовать предохранительными устройствами (устройствами автоматического аварийного опускания), встраиваемыми в их конструкцию и обеспечивающими их опускание в аварийных режимах (наезд на препятствие на контактной подвеске, срыв контактных элементов, подъем на высоту более допустимой и др.), что особенно важно при повышении скоростей движения электроподвижного состава [1]. Для исследования взаимодействия токоприемников с контактными подвесками с учетом ударных воздействий, возникающих в результате наезда на препятствие, а также для проверки работоспособности устройств аварийного опускания необходимо использовать специальные стендовые установки (устройства). Основная цель таких установок заключается в имитации ударного воздействия заданного значения по полозу токоприемника электроподвижного состава и фиксация факта срабатывания устройства.
Установки для исследования работы устройств аварийного опускания в зависимости от способа имитации ударного воздействия делятся на три группы:
1) копрово-маятниковые;
2) линейно-динамические;
3) ударно-динамические.
установках первого типа (рис. 1) препятствие, выполненное в виде стального груза цилиндрической формы, посредством физического маятника ударяет по полозу токоприемника электроподвижного состава, поднятому на наибольшую рабочую высоту или на 25% наибольшей рабочей высоты [2].
Ударный импульс прикладывается к середине полоза, при этом время между ударом маятника о полоз токоприемника и его последующим опусканием на 300 мм определяется с помощью секундомера.