По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08

Проведение расследования случаев нарушений безопасности движения

В.М. Рудановский канд. техн. наук, E-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Приводятся классификация транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в Российской Федерации, схема оповещения об этих событиях, порядок проведения их расследований и выявления причин возникновения. На примере рассмотрения одного из транспортных происшествий, вызванного проездом запрещающего сигнала светофора из-за потери способности машиниста локомотива управлять движением маневрового состава, поясняются порядок проведения расследования и методика построения причинно-следственных связей.

Литература:

1. Положение о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Утверждено приказом Минтранса России от 18.12.2014 №344.

2. Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО«РЖД». Утверждено распоряжением ОАО«РЖД» от 21.08.2017 №1697р.

3. Методические рекомендации по написанию технических заключений при расследовании нарушений безопасности движения. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 16.07.2012 № 1396р.

4. Рудановский В.М. Методика определения причинно-следственных связей нарушений безопасности движения // Вестник ВНИИЖТ. — 2014. — №3. — С. 17–23; Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2015. — №3. — С. 19–30.

5. Методика определения причинно-следственных связей нарушений безопасности движения. Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 29.12.2017 №2832р.

6. Козубенко В.Г. Безопасность управления поездом: вопросы и ответы [учебное пособие]. — М.: Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп., 2008. — 546 с.

7. Рудановский В.М. Организация расследования нарушений безопасности движения // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2018. — №6. — С. 10–22.

Нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта нередко приводят к транспортным происшествиям и иным событиям, классификация которых применительно к железным дорогам в Российской Федерации установлена Минтрансом России [1] и схематически представлена на рис. 1. При получении информации об их возникновении каждый владелец инфраструктуры, а в некоторых случаях и Ространснадзор или его территориальные органы обязаны создать комиссию по расследованию. Если, кроме комиссии владельца инфраструктуры, образована и действует комиссия Ространснадзора, то решения, принятые комиссией Ространснадзора, являются обязательными для исполнения владельцами инфраструктуры.

В ОАО «РЖД» в развитие документа Минтранса России [1], как и предыдущих его редакций, разрабатываются и вводятся в действие собственные нормативные документы, устанавливающие порядок проведения расследований с учетом особенностей построения системы управления компанией. Последней редакцией одного из таких документов является Положение [2], в котором прежде всего установлены требования к информированию о нарушениях безопасности движения. С учетом этих требований в ОАО «РЖД» создана, функционирует и развивается система оповещения о транспортных происшествиях, иных событиях и чрезвычайных ситуациях на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД». Укрупненная схема такого оповещения представлена на рис. 2.

На основании получения сообщений о транспортных происшествиях и иных событиях и в зависимости от первоначальной информации об их последствиях создаются комиссии по расследованию, председателями которых становятся:

1) начальник железной дороги — председателем комиссии по расследованию всех видов транспортных происшествий и некоторых иных событий (в скругленных прямоугольниках на рис. 1), за исключением сходов и столкновений железнодорожного подвижного состава при маневровой работе, не приведших к последствиям транспортных происшествий;

2) первый заместитель начальника железной дороги — председателем комиссии по расследованию иных событий, указанных в прямоугольниках с загнутым углом на рис. 1;

Для Цитирования:
В.М. Рудановский, Проведение расследования случаев нарушений безопасности движения. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: