В Российской Федерации перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее — перечень ЖНВЛП) существует с 1992 года. Но до 2000 года работа по формированию перечня ЖНВЛП не была регламентирована. Перечень ЖНВЛП составлялся Формулярным комитетом Министерства здравоохранения России согласно Временному положению о порядке представления и рассмотрения предложений о включении медикаментов в Перечень ЖНВЛС. С 2002 года он составляется согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 21.10.2002 № 321 «О введении в действие отраслевого стандарта «Порядок организации работы по формирования Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств». В 2004 году работу Формулярного комитета приостановили, и решение о включении / исключении медикаментов перешло непосредственно к Министерству здравоохранения РФ. С 2009 года порядок формирования, критерии включения / исключения лекарств в перечень ЖНВЛП были закреплены в приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.05.2009 № 276н «О порядке формирования проекта Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств». Но на федеральном уровне термин «перечень ЖНВЛП» ввели в 2010 году, после принятия Федерального закона от 12.04.2010 № 61 «Об обращении лекарственных средств».
С момента принятия постановления Правительства РФ РФ № 871 от 28.08.2014 российским законодательством определены правила формирования и перечня ЖНВЛП, и списков медикаментов для обеспечения отдельных категорий граждан, которые имеют право на получение государственной социальной помощи (перечень обеспечения необходимыми ЛС — список ОНЛС) и лекарств, предназначенных для обеспечения лиц, у которых диагностированы патологии из следующего списка: гемофилия, муковисцидоз, гипофизарным нанизмом, болезнь Гоше, онкопатологии лимфоидной, кроветворной, родственных им тканей, рассеянный склероз, лиц после трансплантации тканей и органов.
Результаты КЭИ при принятии решений о включении препаратов в перечни учитываются с 2002 года. С 2014 года оценка экономических последствий использования лекарственных средств выступает в роли обязательного компонента комплексной оценки препаратов. В рамках модернизации процедуры комплексной оценки при формировании перечней ЛП в 2018 году постановлением Правительства РФ от 28.08.2014 № 871 установлены требования к методологическому качеству КЭИ и исследований с применением анализа влияния на бюджет (АВБ). Ответственность за оценку методологического качества КЭИ и исследований АВБ была возложена на ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава РФ (ФГБУ «ЦЭККМП» Министерства здравоохранения РФ).