По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Проведение оценки методологического качества клинико-экономических исследований и выявление основных ошибок

В работе изложены результаты оценки методологического качества клинико-экономических исследований (КЭИ), которые были представлены для обоснования включения / исключения медикаментов в перечни лекарственных препаратов, предназначенных для медицинского применения (жизненно необходимые и важнейшие, для обеспечения отдельных категорий граждан, дорогостоящие). Оценку проводили согласно требованиям к методологическому качеству КЭИ, которые изложены в проекте постановления Правительства РФ № 871 (одобрены постановлением Правительства РФ от 28.08.2014 № 871 в редакции от 20.11.2018), на основании двенадцати критериев. Проведен анализ основных причин несоответствия КЭИ требованиям, предъявляемым к методологическому качеству.

Литература:

1. Авксентьева М. В., Омельяновский В. В. Международный опыт оценки технологий в здравоохранении // Педиатрическая фармакология. — 2011. — № 2. — С. 6–12.

2. Воробьев А. И., Воробьев П. А., Сура М. В. Построение системы рационального лекарственного обеспечения. Роль Формулярного комитета Минздрава РФ // Ремедиум. — 2002. — № 9. — С. 7–11.

3. Ивахненко О. И., Хачатрян Г. Р., Сура М. В., Авксентьева М. В., Омельяновский В. В. Оценка методологического качества исследований с использованием анализа влияния на бюджет: основные ошибки // Медицинские технологии. Оценка и выбор. — 2018. — № 4. — С. 11–18.

4. Клинико-экономический анализ / Под ред. П. А. Воробьева. — М.: Нью-диамед, 2008.

5. Омельяновский В. В., Сура М. В., Авксентьева М. В., Хачатрян Г. Р. Правила формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения на федеральном уровне: текущее состояние и перспективы развития. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2018; (3): 9–17.

6. Сура М. В., Омельяновский В. В. Эволюция системы экспертизы при формировании перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов // Медицинские технологии. Оценка и выбор. — 2011. — № 3. — С. 30–33.

7. Методические рекомендации по проведению сравнительной клинико-экономической оценки лекарственного препарата. — М., 2016. — URL: https://rosmedex.ru/wp-content/uploads/2016/12/MRKE %60I-23.12.2016.pdf.

8. Методические рекомендации по расчету затрат при проведении клинико-экономических исследований лекарственных препаратов. — М., 2017. — URL: https://rosmedex.ru/wp-content/uploads/ 2018/02/Metodicheskie-rekomendatsii-po-raschetu-zatrat-pri-prove-denii-kliniko-e %60konomicheskihissledovaniy-lekarstvennyih-preparatov-2017.pdf.

9. Методические рекомендации по проведению непрямых сравнений лекарственных препаратов. — М., 2017. URL: https://rosmedex.ru/ wp-content/uploads/2018/01/Metodicheskie-rekomendatsii-poprovedeniyu-nepryamyih-sravneniy-LP-2017-g.pdf.

В Российской Федерации перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее — перечень ЖНВЛП) существует с 1992 года. Но до 2000 года работа по формированию перечня ЖНВЛП не была регламентирована. Перечень ЖНВЛП составлялся Формулярным комитетом Министерства здравоохранения России согласно Временному положению о порядке представления и рассмотрения предложений о включении медикаментов в Перечень ЖНВЛС. С 2002 года он составляется согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 21.10.2002 № 321 «О введении в действие отраслевого стандарта «Порядок организации работы по формирования Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств». В 2004 году работу Формулярного комитета приостановили, и решение о включении / исключении медикаментов перешло непосредственно к Министерству здравоохранения РФ. С 2009 года порядок формирования, критерии включения / исключения лекарств в перечень ЖНВЛП были закреплены в приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.05.2009 № 276н «О порядке формирования проекта Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств». Но на федеральном уровне термин «перечень ЖНВЛП» ввели в 2010 году, после принятия Федерального закона от 12.04.2010 № 61 «Об обращении лекарственных средств».

С момента принятия постановления Правительства РФ РФ № 871 от 28.08.2014 российским законодательством определены правила формирования и перечня ЖНВЛП, и списков медикаментов для обеспечения отдельных категорий граждан, которые имеют право на получение государственной социальной помощи (перечень обеспечения необходимыми ЛС — список ОНЛС) и лекарств, предназначенных для обеспечения лиц, у которых диагностированы патологии из следующего списка: гемофилия, муковисцидоз, гипофизарным нанизмом, болезнь Гоше, онкопатологии лимфоидной, кроветворной, родственных им тканей, рассеянный склероз, лиц после трансплантации тканей и органов.

Результаты КЭИ при принятии решений о включении препаратов в перечни учитываются с 2002 года. С 2014 года оценка экономических последствий использования лекарственных средств выступает в роли обязательного компонента комплексной оценки препаратов. В рамках модернизации процедуры комплексной оценки при формировании перечней ЛП в 2018 году постановлением Правительства РФ от 28.08.2014 № 871 установлены требования к методологическому качеству КЭИ и исследований с применением анализа влияния на бюджет (АВБ). Ответственность за оценку методологического качества КЭИ и исследований АВБ была возложена на ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава РФ (ФГБУ «ЦЭККМП» Министерства здравоохранения РФ).

Для Цитирования:
Соболев Дмитрий Олегович, Проведение оценки методологического качества клинико-экономических исследований и выявление основных ошибок. Экономист лечебного учреждения. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: