Создание условий для реализации стратегических целей социально-экономического развития на основе интеграции научнообразовательного комплекса и высокотехнологичного производства является не только детерминантой повышения инвестиционной привлекательности региона, повышения качества и уровня жизни населения, но и значимым фактором стимулирования производства в рамках импортозамещения. Вместе с тем достижение сформулированных задач в Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г. подготовки специалистов для реализации ключевых инвестиционных проектов и слияния отраслевых, академических научнообразовательных учреждений для обеспечения опережающего роста требует пристального внимания.
Современные исследования подчеркивают значительный дисбаланс социально-экономического и пространственного развития макрорегиона Сибирь, в том числе экспорт (наряду с природными) человеческих ресурсов, прежде всего квалифицированных специалистов [1, 292]. Речь идет о провалах регулирования, препятствующих использованию потенциала интеграции рынка труда и образовательных услуг, учитывающей специфику как отдельно рассматриваемых регионов, так и в рамках Сибирского федерального округа. Отметим, что регулирование нами понимается не только как действия государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на формирование порядка для изменения делового или социального поведения субъектов экономики посредством формальных норм, но и совокупности институтов (за исключением государственных) – предприятий (организаций), саморегулируемых организаций, профессиональных объединений и общественных организаций. Системообразующим элементом регулирования является в первую очередь стратегическое целеполагание и разработка комплекса тактических мероприятий по их достижению, регулирующие отношения между субъектами рынка труда и формирующие его инфраструктуру на уровне региона.
Обращает внимание тот факт, что стратегии социально-экономического развития регионов Сибирского федерального округа не содержат информации о готовности рынка труда обеспечить кадрами, сформировать кадровый резерв по перспективным направлениям, капсулированным в стратегических программных документах регионов. Так, например, вопросы кадрового обеспечения заявленных приоритетов освещены крайне скромно и носят описательный характер. Признание потребности экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах присутствует в стратегиях только двух регионов, однако расчет численности кадров не приводится [2; 3]. Весьма условными являются индикаторы, обозначенные для достижения задачи качественных трудовых ресурсов и эффективного рынка труда, сводимые к «доле работающих с высшим, средним, начальным профессиональным образованием в общей численности занятых в экономике», «уровень занятости экономически активного населения», «уровень безработицы» и пр., в то время как наиболее редко встречаемыми показателями являются «доля выпускников, трудоустроившихся по полученной специальности в течение года», «количество новых рабочих мест» и др. Тем не менее острота проблемы недостаточной профессиональной подготовки кадров, дисбаланс их подготовки актуализирован во всех стратегиях субъектов округа. Можно выделить две группы нерешенных проблем перед регионами: