По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Провал регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг

Р.А. Эльмурзаева доцент, канд. экон. наук, кафедра мировой экономики и налогообложения, Национальный исследовательский Томский государственный университет

В статье анализируется провал регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг на основе анализа соответствия стратегическим приоритетам социальноэкономического развития. Автором предложен алгоритм совершенствования аналитической деятельности при стратегическом планировании в рамках оценки потребности в трудовых ресурсах отраслей экономики и социальной сферы. Актуализированы проблемы взаимодействия государственных органов, уровней системы высшего и профессионального образования, объединений профессиональных союзов, работодателей. Предложен ряд рекомендаций, ориентированных на сближение рынка труда и рынка образовательных услуг.

Литература:

1. Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития / Усс А.В., Иноземцев В.Л., Ваганов Е.А. [и др.]. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013.

2. Указ Губернатора Омской области от 24 июня 2013 г. № 93 «Стратегиясоциально-экономического развития Омской области до 2025 г.» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. Постановление Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 № 474 «О стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 г.» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. Закон Кемеровской области от 11.07.2008 № 74-ОЗ «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 г.» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru.

5. Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на долгосрочную перспективу (до 2020 г.) // Фонд стратегических разработок «Северо-Запад» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.csr-nw.ru/ fi les/csr/fi le_content_163.pdf.

6. Постановление Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2013 г. № 586 «Стратегия социальноэкономического развития Забайкальского края на период до 2030 г.» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. consultant.ru.

7. Закон Алтайского края от 21.11.2012 № 86-3C «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 г.» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

8. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 г. Проект от 15.11.2012 // Министерство экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://econ.krskstate. ru/ dat /File/11/ Strategiya-15%2011%202012%20dlya% 20 publikatsii.pdf.

9. Закон Республики Алтай от 5.09.2008 № 83-РЗ «Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 г.» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. consultant.ru.

10. Постановление Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 № 2580 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 г.» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

11. Постановление Правительства Республики Тыва от 30.01.2012 № 28 «О внесении изменений в Стратегию социальноэкономического развития Республики Тыва до 2020 г.» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

12. Постановление Правительства Республики Бурятия от 15.12.2007 № 410 «О стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 г.» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. consultant.ru.

13. Гуртов В.А. Моделирование потребностей экономики региона в выпускниках системы высшего профессионального образования / Гуртов В.А., Мезенцев А.Г., Питухин Е.А. // Регионология: Научно-публицистический журнал. – 2003. – № 1–2.

14. Васильев В.Н., Гуртов В.А., Питухин Е.А., Серова Л.М., Сигова С.В., Рудаков М.Н., Суровов М.В. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. – М.: Техносфера, 2006.

15. Цыбатов В.А. Моделирование экономического роста. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2006.

16. Гневашева В.А. Предпосылки и перспективы интеграции рынка образовательных услуг и рынка труда России// Знание. Понимание. Умение. – 2014. – № 3.

Создание условий для реализации стратегических целей социально-экономического развития на основе интеграции научнообразовательного комплекса и высокотехнологичного производства является не только детерминантой повышения инвестиционной привлекательности региона, повышения качества и уровня жизни населения, но и значимым фактором стимулирования производства в рамках импортозамещения. Вместе с тем достижение сформулированных задач в Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г. подготовки специалистов для реализации ключевых инвестиционных проектов и слияния отраслевых, академических научнообразовательных учреждений для обеспечения опережающего роста требует пристального внимания.

Современные исследования подчеркивают значительный дисбаланс социально-экономического и пространственного развития макрорегиона Сибирь, в том числе экспорт (наряду с природными) человеческих ресурсов, прежде всего квалифицированных специалистов [1, 292]. Речь идет о провалах регулирования, препятствующих использованию потенциала интеграции рынка труда и образовательных услуг, учитывающей специфику как отдельно рассматриваемых регионов, так и в рамках Сибирского федерального округа. Отметим, что регулирование нами понимается не только как действия государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на формирование порядка для изменения делового или социального поведения субъектов экономики посредством формальных норм, но и совокупности институтов (за исключением государственных) – предприятий (организаций), саморегулируемых организаций, профессиональных объединений и общественных организаций. Системообразующим элементом регулирования является в первую очередь стратегическое целеполагание и разработка комплекса тактических мероприятий по их достижению, регулирующие отношения между субъектами рынка труда и формирующие его инфраструктуру на уровне региона.

Обращает внимание тот факт, что стратегии социально-экономического развития регионов Сибирского федерального округа не содержат информации о готовности рынка труда обеспечить кадрами, сформировать кадровый резерв по перспективным направлениям, капсулированным в стратегических программных документах регионов. Так, например, вопросы кадрового обеспечения заявленных приоритетов освещены крайне скромно и носят описательный характер. Признание потребности экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах присутствует в стратегиях только двух регионов, однако расчет численности кадров не приводится [2; 3]. Весьма условными являются индикаторы, обозначенные для достижения задачи качественных трудовых ресурсов и эффективного рынка труда, сводимые к «доле работающих с высшим, средним, начальным профессиональным образованием в общей численности занятых в экономике», «уровень занятости экономически активного населения», «уровень безработицы» и пр., в то время как наиболее редко встречаемыми показателями являются «доля выпускников, трудоустроившихся по полученной специальности в течение года», «количество новых рабочих мест» и др. Тем не менее острота проблемы недостаточной профессиональной подготовки кадров, дисбаланс их подготовки актуализирован во всех стратегиях субъектов округа. Можно выделить две группы нерешенных проблем перед регионами:

Для Цитирования:
Р.А. Эльмурзаева, Провал регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг. Юрист ВУЗа. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: