В последние годы отечественный рынок фармпрепаратов демонстрирует существенное падение темпов роста и в рублях, и в упаковках. При этом основной рост происходит из-за инфляции, перехода потребителей с оригинальных медикаментов на дженерики, которые стоят дешевле, рост отмечается в сегментах рецептурных и дорогостоящих лекарств. В этих непростых условиях очевидным становится обострение борьбы за потребителей, а это влечет серьезные модификации в подходе к рекламным кампаниям на рынке фармпрепаратов.
Относительно 2017 г. в 2018 г. розничный сегмент фармрынка вырос на 6 %, а это меньше в сравнении с прошлым периодом больше чем в 2 раза. Объем данного сегмента больше объема всех сегментов государственных рыночных закупок — он возрос на 30 млрд руб.
Кроме традиционного аптечного розничного сегмента, стремительными темпами развивается достаточно новое направление — e-commerce в фармацевтике. Российская интернет-аудитория каждый месяц составляет 90 млн человек — это 74 % населения в возрасте от 12 лет. Пользователи в среднем проводят в Интернете 100 минут за компьютером, 24 минуты — в смартфонах и 98 минут — в мобильных приложениях. При этом рынок онлайн-продаж в РФ стабильно растет: с 2011 г. он возрос почти пятикратно — с 235 до 1150 млрд руб. Если сохранятся текущие тенденции, к 2023 г. его объем может возрасти более чем двукратно — до 2,4 трлн руб.
Онлайн-продажи фармпрепаратов в РФ ограничены двумя федеральными законами: от 12.04.2010 № 61 «Об обращении лекарственных средств», который запрещает доставку лекарств на дом, и от 13.03.2006 № 38 «О рекламе», запрещающем рекламу рецептурных препаратов (RX-препаратов) и значительно ограничивающем рекламу безрецептурных (OTC-препаратов).
Поэтому вполне резонным является появление онлайн-сервисов по бронированию и заказу фармпрепаратов. К ним относятся «Аптека.ру», «ЗдравСити», Piluli.ru и др. Удобство таких интернет-сервисов не ограничено набором функций для конечного пользователя. Они предлагают обширный спектр рекламных услуг компаниям — производителям фармпрепаратов.