По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2403-01

Процессный подход в повышении качества медицинской помощи пациентам, страдающим гипертонической болезнью

Вельмякина Нина Анатольевна медицинский статистик, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Сахалинской области «Консультативно-диагностический центр города Южно-Сахалинска», 693010, г. Южно-Сахалинск, ул. Садовая, 40, e-mail: Nina.vel@mail.ru, https://orcid.org/0009-0006-8063-1217
Гусева Лариса Васильевна канд. мед. наук, доц. кафедры сестринского дела, ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: l-guseva64@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2113-1467

Актуальность исследования определяется поиском новых подходов к организации оказания медицинской помощи населению, с позиций принципов обеспечения и непрерывного повышения качества медицинских услуг. Цель. Изучить эффективность влияния процессного подхода на качество медицинской помощи, оказываемой пациентам, страдающим артериальной гипертонией и на этой основе разработать рекомендации по повышению эффективности деятельности среднего медицинского персонала. Результаты. Изучены теоретические и методологические основы системы менеджмента качества в здравоохранении с актуализацией процессного подхода; проведена оценка качества оказываемой амбулаторно-поликлинической помощи с использованием процессного подхода; на основе экспертной оценки выявлены проблемы при оказании медицинских услуг; проанализированы результаты внедрения процессного подхода. Заключение. Проведенная экспертная оценка деятельности сестринского персонала позволила выявить несоответствия, проанализировать причины их появления, разработать корректирующие действия, запланировать действия, направленные на улучшение показателей процесса и конечной услуги.

Литература:

1. Борисова Е. А. Внутренний контроль качества амбулаторно-поликлинической помощи населению на основе процессного подхода /Е. А. Борисова, В.Н. Кораблев //Здравоохранение Дальнего Востока. — 2017. — № 3; С. 15.

2. Киселев А. Р. Возможности, ограничения и перспективы применения российских стандартов медицинской помощи и процессного подхода с использованием клинических индикаторов для оценки качества медицинской помощи /А. Р. Киселев, О. М. Посненкова, В. И. Гриднев //Москва. — Кардио-ИТ. — 2014. — № 2; С. 14.

3. Ушаков И. В. Опыт применения процессного подхода в управлении медицинской организацией /И. В. Ушаков, И. С. Кицул, Н. Ф. Князюк //Екатеринбург. — АМБ. — 2015; С. 33.

1. Borisova E. A. Internal quality control of outpatient care to the population based on the process approach /E. A. Borisova, V. N. Korablev //Healthcare of the Far East. — 2017. — No. 3; P. 15. (In Russian)

2. Kiselev A. R. Possibilities, limitations and prospects for the application of Russian standards of medical care and the process approach using clinical indicators to assess the quality of medical care /A. R. Kiselev, O. M. Posnenkova, V. I. Gridnev //Moscow. — Cardio-IT. — 2014. — No. 2; P. 14. (In Russian)

3. Ushakov I. V. Experience in applying the process approach in the management of a medical organization /I. V. Ushakov, I. S. Kitsul, N. F. Knyazyuk //Ekaterinburg. — AMB. — 2015; P. 33. (In Russian)

Проблема разработки и внедрения новых подходов управления, гарантирующих максимальную эффективность деятельности медицинских организаций при минимальных затратах и высоком качестве услуг, является крайне актуальной. Альтернативная стратегия направлена на достижение высокого уровня не только качества, но и безопасности медицинской помощи населению на всех уровнях производства медицинских услуг [1], что поддерживается системой менеджмента качества, основанной на стандартах серии ISO 9000, которая в большинстве стран мира является эталоном управления качеством в медицине.

Цель исследования: изучить эффективность влияния процессного подхода на качество медицинской помощи, оказываемой пациентам, страдающим артериальной гипертонией и на этой основе разработать рекомендации по повышению эффективности деятельности среднего медицинского персонала.

Для оценки качества сестринской помощи в различных подразделениях медицинской организации была использована методика экспертной оценки деятельности сестринского персонала и проведено социологическое исследование в виде анкетирования.

Базой исследования стало государственное бюджетное учреждение здравоохранения Сахалинской области «Консультативно-диагностический центр города Южно-Сахалинска» (далее — Центр). Центр является медицинской организацией, оказывающей плановую специализированную медицинскую помощь при заболеваниях, являющихся основными причинами смертности населения и обеспечивающей равнодоступность населения к современным высокоинформативным методам исследования.

Основой системы оказания медицинской помощи пациентам, страдающим артериальной гипертонией, является первичная медико-санитарная помощь (ПСМП), которая включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Гипертоническая болезнь — чаще всего, является амбулаторным заболеванием. Однако, в ряде случаев, пациентам необходима госпитализация. Не купируемый гипертонический криз, развитие инфаркта миокарда, транзиторной ишемической атаки, инсульта, отека легких, являются показаниями к госпитализации. После окончательной стабилизации артериального давления и жизненных функций, пациент выписывается из стационара под контроль участкового терапевта.

Для Цитирования:
Вельмякина Нина Анатольевна, Гусева Лариса Васильевна, Процессный подход в повышении качества медицинской помощи пациентам, страдающим гипертонической болезнью. Медсестра. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: