По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Процесс девалютизации непростой

Морозов А. директор, Департамент исследований и прогнозирования Банка России
Азарина В. сотрудник, Департамент исследований и прогнозирования Банка России
Ахметов А. сотрудник, Департамент исследований и прогнозирования Банка России
Гамова Н. сотрудник, Департамент исследований и прогнозирования Банка России
Иванова Н. сотрудник, Департамент исследований и прогнозирования Банка России
Кузьмина Т. сотрудник, Департамент исследований и прогнозирования Банка России
Петренева Е. сотрудник, Департамент исследований и прогнозирования Банка России
Поршаков А. сотрудник, Департамент исследований и прогнозирования Банка России
Ушакова Ю. сотрудник, Департамент исследований и прогнозирования Банка России
Чернядьев Д. сотрудник, Департамент исследований и прогнозирования Банка России

Аналитики Центробанка подготовили обзор российского финансового сектора и финансовых инструментов за 2022 г., в котором обозначили валютные риски для участников ВЭД.

Адаптация к внешним вызовам

Российская экономика в начале 2022 г. столкнулась с большим количеством вызовов. Финансовый сектор одним из первых попал под непосредственное влияние международных ограничений. В течение года вводились санкции и против других секторов экономики: осложнялись экспорт основных российских товаров и импорт из недружественных стран, товарная логистика. Все это потребовало быстрой перестройки финансовых взаимосвязей, логистических и сбытовых схем. В середине-конце весны консенсус-прогноз предполагал, что падение ВВП в 2022 г. по глубине будет близким к эпизоду мирового финансового кризиса. Однако российская экономика оказалась более устойчивой к изменению внешних условий. Уровень экономической активности в конце I — начале II квартала резко снизился, но после этого в целом стабилизировался, и по итогам 2022 г. снижение ВВП, по оценке Росстата, составило 2,1 %.

Более успешной адаптации российской экономики к новым условиям способствовали несколько факторов. Удалось ограничить негативные последствия реализации рисков финансовой стабильности и остановки функционирования финансовой системы, которые могли бы усложнить и замедлить адаптацию экономики к новым условиям. Кредитная активность после небольшой паузы в конце I — начале II квартала росла высокими темпами, в том числе из-за активного замещения рублевыми кредитами внутреннего валютного и внешнего долга. В условиях резкого, но кратковременного повышения ключевой ставки, которое было необходимо для устранения рисков для финансовой стабильности, поддержку кредитованию оказали различные адресные программы льготного кредитования, а также регуляторные послабления для банков. Российские нефтяные компании в 2022 г. увеличили добычу относительно 2021 г. и сумели переориентировать значительную часть экспортных поставок в дружественные страны на азиатском направлении. По другим основным экспортным категориям (природный газ, металлы и др.) снижение физических объемов было более выраженным, но частично компенсировалось значительным ростом экспортных цен. Российские компании показали высокую степень гибкости и адаптации к новым условиям. Это касается и тех компаний, которые в производстве полагались на импортные материалы и комплектующие: часть товарных потоков была перенаправлена из западных морских портов в порты Дальнего Востока, также увеличился завоз автомобильным транспортом. Многие компании нашли внутренних производителей и альтернативных поставщиков из дружественных стран. Механизм параллельного импорта, хотя его объем и оказался относительно небольшим, дал возможность многим компаниям обеспечить поставки критически важных материалов и комплектующих, что позволило им продолжать производство. Потери внутреннего и внешнего спроса удалось частично смягчить посредством мер бюджетной политики. В 2022 г. значительно увеличились бюджетные расходы, что поддержало спрос, особенно в обрабатывающих отраслях и строительстве/инфраструктуре. К концу года стимулирующая роль бюджета значительно возросла. Также во второй половине года в динамике экономической активности начали проявляться эффекты от постепенного снижения ключевой ставки Банка России, в результате которого она опустилась до 7,5 % в сентябре, что ниже ее уровня в начале 2022 г. (8,5 %).

Для Цитирования:
Морозов А., Азарина В., Ахметов А., Гамова Н., Иванова Н., Кузьмина Т., Петренева Е., Поршаков А., Ушакова Ю., Чернядьев Д., Процесс девалютизации непростой. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: