Для любого человека новое место работы — это своеобразный стресс, ему приходится привыкать к новым правилам, знакомиться и привыкать к ранее незнакомым людям, изучать нормы и правила поведения в организации. Чтобы процесс адаптации не затянулся и сотрудник как можно раньше начал работать максимально эффективно, необходимо обращать внимание на такую серьезную процедуру, как адаптация.
Для ускорения процесса адаптации персонала в организации разрабатываются специальные управленческие методы.
Методом называется совокупность средств, позволяющих достичь поставленной цели в течение определенного промежутка времени.
К современным методам адаптации персонала можно отнести следующее:
— система наставничества или сопровождения;
— командные тренинги, семинары, курсы, конференции;
— разработка рамок поведения и проведения инструктажа;
— организация рабочего места и рабочего процесса.
Чтобы методы адаптации персонала в организации давали ожидаемый эффект, программа адаптации должна разрабатываться под каждого человека индивидуально.
Адаптационный период можно условно разбить на три этапа:
1) ознакомительный этап — новый специалист узнает цели и задачи организации, микроклимат среды, сопоставляет их со своими целями, ожиданиями и представлениями о данной организации; по окончании этой стадии работник должен четко представлять, подходит ему данная организация и рабочее место или он ошибся;
2) этап приспособления — новый сотрудник овладевает системой знаний и навыков, необходимых для эффективной работы и освоения в новом коллективе, т. е. «вписывается» в коллектив;
3) интеграционный этап — работник проходит этап полного включения в организацию, полностью справляется со своими должностными обязанностями, может сам намечать дальнейшие целевые установки, становится полноправным членом коллектива, достигает полного профессионального и психологического комфорта.
Специалисты выделяют три основные составляющие эффективной программы адаптации персонала.