По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Противоречия государственных информационных ресурсов о земле

Липски С. А. д‑р экон. наук, зав. кафедрой земельного права, Государственный университет по землеустройству, г. Москва E‑mail: lipski‑sa@yandex.ru

Рассмотрено, насколько различаются в настоящее время данные разных государственных информационных систем, содержащих сведения о земельных ресурсах. Приведены примеры, когда такие различия стали проблемой и наносят ущерб интересам частных лиц, общества и государства. Отмечено, что для ее решения можно было бы использовать опыт середины 1990-х гг., когда для сохранения единообразия данных кадастрового учета была принята специальная федеральная целевая программа. Также потребуется соответствующая законотворческая работа.

Литература:

1. Варламов А. А. Правовое обеспечение государственных информационных систем в сфере недвижимости // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2010. — № 11. — С. 27–41.

2. Варламов А. А., Гальченко С. А., Антропов Д. В. Проблемы развития современных российских кадастровых систем в сфере недвижимости // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2017. — № 6 (189). — С. 42–52.

3. Волков С. Н., Липски С. А. Совершенствование земельного законодательства — необходимое условие эффективного управления земельными ресурсами // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2018. — № 7 (162). — С. 5–10.

4. Ганцева П. Лесная амнистия: самозахват простят не всем // Владимирские ведомости — 2017 – 5 окт. — С. 9.

5. Государственные (национальные) доклады о состоянии и использовании земель Российской Федерации за 2016 год. — М.: Росреестр, 2017. — 220 с.

6. Липски С. А. Кадастр и оценка земель в системе земельных платежей: монография. — М.: ГУЗ 2001. — 95 с.

7. Липски С. А. Развитие кадастра и мониторинга земель // Аграрная наука. — 2001. — № 4. — С. 6–7.

8. Липски С. А. Управление землепользованием и развитие земельно-информационных систем // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. — 2002. — № 6. — С. 81–100.

9. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2016 году. Ежегодный доклад по результатам мониторинга. — М.: Росинформагротех, 2018. — 328 с.

10. Папаскири Т. В. О концепции цифрового землеустройства // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2018. — № 11 (166). — С. 5–17.

11. Проблемы правового обеспечения земельных преобразований в постсоветской России: опыт, варианты и перспективы решения (к 30‑летию образования кафедры земельного права): монография / Под ред. С.А. Липски. — М.: ГУЗ, 2016. — 300 с.

12. Хлыстун В. Н. Нужен ли стране земельный кадастр? // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2010. — № 7. — С. 34–36.

Необходимым условием грамотного и обоснованного управления земельным фондом, налогообложения земельных участков, защиты и реализации прав граждан и юридических лиц на них, да, пожалуй, и их использования является наличие достоверной и объективной информации о земле. В советское и первое постсоветское время ее основным и достаточным источником был государственный земельный кадастр, который тогда определялся как совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель и велся для обеспечения их рационального использования1 . В кадастре содержались сведения о регистрации конкретных участков, результатах количественного, качественного учета и экономической оценки земель, а также бонитировке почв.

Коренное изменение земельных отношений и технических возможностей ведения кадастра в начале 1990‑х гг. [8] было сопряжено с риском утраты единства и сопоставимости кадастровых данных. Тогда (в условиях недостаточности федерального земельного законодательства [11]) темпы земельных преобразований в регионах были различны, как и внедряемые на местах аппаратно-программные средства — местные руководители тогда пытались самостоятельно, часто с привлечением зарубежных партнеров, внедрять новые автоматизированные кадастровые технологии. При этом названные партнеры продвигали «свои», часто отличающиеся друг от друга разработки и технологические решения, что было чревато утратой единообразия не только мер по переходу к цифровым и иным новым для того времени методам работы с кадастровыми данными, но и самого кадастрового учета [7]. Поэтому для соблюдения единства технологии его ведения в 1996 г. была разработана и утверждена специальная федеральная целевая программа — «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра» (автор статьи участвовал в ее подготовке). Причем она предусматривала комплекс мер: 1) совершенствование соответствующей нормативной базы; 2) создание системы унитарных кадастровых предприятий; 3) разработку технологий и программных средств; 4) развертывание программно-технических комплексов; 5) интеграцию кадастра в единое для всей страны информационно-коммуникационное пространство и др. Такая комплексность тогда позволила в непростых условиях сохранить единство, сопоставимость и непротиворечивость данных о земельном фонде и конкретных земельных участках [6, с. 55–56].

Для Цитирования:
Липски С. А., Противоречия государственных информационных ресурсов о земле. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: