Необходимым условием грамотного и обоснованного управления земельным фондом, налогообложения земельных участков, защиты и реализации прав граждан и юридических лиц на них, да, пожалуй, и их использования является наличие достоверной и объективной информации о земле. В советское и первое постсоветское время ее основным и достаточным источником был государственный земельный кадастр, который тогда определялся как совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель и велся для обеспечения их рационального использования1 . В кадастре содержались сведения о регистрации конкретных участков, результатах количественного, качественного учета и экономической оценки земель, а также бонитировке почв.
Коренное изменение земельных отношений и технических возможностей ведения кадастра в начале 1990‑х гг. [8] было сопряжено с риском утраты единства и сопоставимости кадастровых данных. Тогда (в условиях недостаточности федерального земельного законодательства [11]) темпы земельных преобразований в регионах были различны, как и внедряемые на местах аппаратно-программные средства — местные руководители тогда пытались самостоятельно, часто с привлечением зарубежных партнеров, внедрять новые автоматизированные кадастровые технологии. При этом названные партнеры продвигали «свои», часто отличающиеся друг от друга разработки и технологические решения, что было чревато утратой единообразия не только мер по переходу к цифровым и иным новым для того времени методам работы с кадастровыми данными, но и самого кадастрового учета [7]. Поэтому для соблюдения единства технологии его ведения в 1996 г. была разработана и утверждена специальная федеральная целевая программа — «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра» (автор статьи участвовал в ее подготовке). Причем она предусматривала комплекс мер: 1) совершенствование соответствующей нормативной базы; 2) создание системы унитарных кадастровых предприятий; 3) разработку технологий и программных средств; 4) развертывание программно-технических комплексов; 5) интеграцию кадастра в единое для всей страны информационно-коммуникационное пространство и др. Такая комплексность тогда позволила в непростых условиях сохранить единство, сопоставимость и непротиворечивость данных о земельном фонде и конкретных земельных участках [6, с. 55–56].