Ежегодно на закупки направляются средства, сопоставимые с 30% ВВП. Большинство из этих средств приходится на закупки госкомпаний и госпредприятий, работающих по Закону № 223-ФЗ. Так, по итогам 2018 года наблюдался рост расходов на закупки по Закону № 223-ФЗ на 2 трлн руб., а на закупки, осуществляемые по Закону № 44-ФЗ, — на 0,5 трлн руб. Вместе с тем государственные заказы и закупки являются самым мощным и распространенным источником верхушечной коррупции, где в коррупционный оборот вовлечено около 30% бюджета. Рост коррупционных преступлений, который был зафиксирован Генпрокуратурой России в 2019 году, причиняет экономический вред и препятствует государственному развитию.
исследование вопросов, связанных с борьбой против коррупции и расточительства в системе государственного заказа.
обоснование проблем, связанных с противодействием коррупционным преступлениям в сфере закупочной деятельности.
Изучены нормативно-правовая база антикоррупционной направленности, мнения экономистов по проблемам влияния коррупционного фактора на конечную эффективность закупочной деятельности. Для обработки и систематизации информации использованы методы экспертных оценок и обобщение.
Коррупция — она как гравитация: мы ее не видим, но ощущаем эффект. Ежегодно она выводит из мировой экономики от 1,5 трлн до 2 трлн долларов, или 2% глобального ВВП. В 2018 году Transparency International, неправительственной организацией по противодействию коррупции, был опубликован индекс восприятия коррупции, согласно которому страны оценивались по подкупности, изучались непрозрачность бизнеса, наличие свободы у средств массовой информации, а также прав и свобод у граждан.
По уровню коррупции в топ вошли следующие государства: Венесуэла, Йемен, Сомали, Россия, Гвинея, Сирия, Судан (Южный), Ливия, Афганистан, Северная Корея.
Коррупционные деяния, имеющие целью получение выгоды в виде денежных средств, материальных ценностей, иного имущества и услуг, противоречат не только государственным интересам, но и интересам общества в целом. Так как именно население вынуждено нести издержки, связанные со взятками, «откатами» и прочими злоупотреблениями на федеральном уровне.