По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014

Просветительское движение России: цели и стратегии развития в условиях глобальных информационных и идеологических вызовов

Новиков Владимир Геннадьевич руководитель Межрегиональной общественной организации «Научно-методический центр по проблемам сельской молодежи», доктор экономических наук, доктор социологических наук, профессор Россия, 143900, Московская область, г. о. Балашиха, мкрн. Салтыковка, ул. Рудневой, д. 43, Е-mail: v.g.novikov@bk.ru

В статье система просвещения рассматривается как общественно-государственная, социально ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование широких компетенций. Стержнем этой системы является воспитание гражданственности и патриотизма. На основе анализа современного опыта автором выявлены основные проблемы и предложены мероприятия по развитию системы отечественного просветительства.

Литература:

1. Абрашнев М.М. Социальная психология в лекционной работе. — М., 1984.

2. Задорожный А.Л. Просветительская деятельность Общества «Знание» России: Автореф. дис. канд. ист. наук / А.Л. Задорожный. — Самара, 2001.

3. Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? / Пер. Ц.Г. Арзаканяна // И. Кант. Собрание сочинений в 6 т. — Т. 6. — М.: Мысль, 1965. — С. 27–35.

4. Новиков В.Г. Воспроизводство социально-профессионального потенциала аграрных кадров России / В.Г. Новиков. — М.: РГАЗУ, 2011.

5. Общественно-просветительское движение в России и Красноярском крае: проблемы и перспективы: Сборник материалов краевой научнопрактической конференции. 12 декабря 2012 года. — Красноярск: ИП Буймова М.В., 2012. — 118 с.

6. Перечень поручений по итогам встречи с молодыми учеными и преподавателями истории. — URL: http://kremlin.ru/assignments/47240.

7. Уледов А.И. Взаимодействие идеологии и общественной психологии в процессе идеологического воздействия / А.И. Уледов // Вопросы теории и методов идеологической работы. — Вып. 7. — М., 1977.

14–15 января 2015 года в МГУ проходил Общероссийский форум «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития», организованный Общественной палатой Российской Федерации. Форум призван обсудить конкретные вопросы взаимодействия с государством социально ориентированных НКО, в том числе и занимающихся просветительством. Делегатами форума стали несколько сотен гражданских активистов со всей России — представителей некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социально значимые проекты, экспертного сообщества, а также члены федеральной и региональных общественных палат. В качестве почетных гостей мероприятия выступили руководители федеральных министерств и ведомств, Счетной палаты Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, представители Государственной Думы и Совета Федерации, сотрудники администрации Президента РФ. В работе второго дня форума принял участие Президент России Владимир Путин.

Автору посчастливилось быть одним из спикеров круглого стола «Просвещение — основа комплексного развития и воспитания личности», в котором, помимо делегатов форума, приняли участие ректор МГУ им.

М.В. Ломоносова академик РАН В.А. Садовничий; первый заместитель председателя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации доктор педагогических наук, профессор Н.И. Булаев; председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по науке и образованию доктор исторических наук, профессор В.А. Никонов; советник Президента Российской Федерации В.И. Толстой; начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам П.С. Зенкович.

Таким образом, настоящая статья — плод размышления о возможностях развития просветительского движения в нашей стране и угрозах, которые стоят на этом пути.

Свое видение смысла просвещения И. Кант выразил следующими словами: «Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Решись быть мудрым! Имей мужество пользоваться собственным умом! Таков, следовательно, девиз Просвещения!» [3].

Для Цитирования:
Новиков Владимир Геннадьевич, Просветительское движение России: цели и стратегии развития в условиях глобальных информационных и идеологических вызовов. Ученый совет. 2016;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: