По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 820 DOI:10.33920/nik-01-2509-04

Просвещение «Транса»: опрощение, профанация, скудоумие — оферта ‘злой неволи’ или стратегия Новой Инквизиции (внегендерный аспект Деградации)*

Меньшикова Елена Рудольфовна кандидат культурологии, филолог-философ, теоретик искусства и науки, независимый эксперт, Россия, 123056, г. Москва, ул. Васильевская, д. 13, стр. 1, E-mail: elen_menshikova@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5738-0732

При попустительстве (и возможно злонамеренном) фундаментальной науки, русская философско-историческая мысль купирована и практически изъята из обращения в ‘образовательном процессе’ — ‘боевая молодежь’ не знает Ломоносова, не чтит Татищева, ни Чернышевского, не ведает Данилевского и Вернадского, слыхом не слышала о Фрейденберг и Пумпянском, не читает много изданных Лосева и Лихачева — но такое «отвращение» от ‘русского философствования’ сформировано именно распространением и вольным произрастанием ‘норманнского вопроса’, который, по мнению современных ‘Кропоткиных от образования’, до сих пор не прояснен. Доколе, спросим мы? Кем не прояснен? «Норманнская теория» и ее последствия: ужами недомыслия пугая и возмущая всеми своими ‘рогами и копытами’, обернулась дамокловым мечом для «русской культуры», в которой «просвещение» потеряло не только свою голову, но и стыд. Пропущенные через ветряки и мельницы «оптимизации» современные структуры Образования, прирастая массой — в стремлении быть то ли Деловым центром, то ли Тадж-Махалом, играя в «подкидного» с властью, ставят на «массы», игнорируя именно вопрос «границы» и «безграничья» — отчего ‘ценностные ориентиры’ в современной русской культуре сточены до грибницы — эти самые «массы» не знают какому языку присягать, что принять на веру, красиву или умну быть, служить иль ворожить, как быть и зачем любить? При этом оптимизированные системой образованцы-новобранцы мечутся ‘носорогами Ионеско’ по вузам страны, вытаптывая остатки того «разумного, доброго, вечного», что успели передать — впрыснуть березовым соком — родители чадам своим. «Норманнская теория» стала той ‘скверной русского образования’, благодаря которой, словно во власти распыленного вируса, Русская культура сильно инфицирована: вся в оспинах, а местами покрылась коростой — обращение в ‘однорукого ковбоя’ для нее болезненно и мучительно: и поет-то она с чужого голоса, и стреляет-то из пушки по воробьям — Мышление скребет по сусекам да амбарам, но ума-разума и с горсточки не собирает — ни одной русской пословицы-поговорки, ни песенки, ни молитвы в помощь, ни стихотворения по памяти прочесть, ни стих самому сложить, ни пуговицы пришить, ни чести собственной отстоять, ни Родине поклониться! Это все ‘корешки да вершки’ прораставшей 300 лет и три года (с царствования Анны Иоановны) ‘культуртрегерской кампании’, задуманной на фоне военных разногласий и случившихся поражений (войны Петра I), основанной на камлании и идолопоклонстве чуждым идеалам, что нацелена была только на одно: на ‘расподобление Разума’ и ‘утрату идентичности’ — русской самобытности с ее независимым нравом и метким словом — совокупного русского Характера. И совсем не лишним окажется вывод: ‘норманнский вопрос’ воспитывает: 1) отчужденность, или ‘гражданскую бесхребетность’; 2) сквозное предательство — в условиях «военного времени» очень опасные характеристики!

* Окончание. Начало см.: Вопросы культурологии. — 2025. — № 1–8.

Статья поступила 11.12.2024 г. Статья одобрена к публикации 12.01.2025 г.

Тема Великого Инквизитора была найдена — выдернута, словно иголка из стога сена, — Достоевским 150 лет назад в пору массированной атаки на Россию террористов-народников — и эта пущенная стрела «нео-заблуждений», первая после «восстания декабристов», что вновь залетела–прилетела с Туманного Альбиона — таким же туманом, и с одной целью: посеять сомнение и смуту, бросить камень национализма в плотные ряды «русского самосознания». Рахманинов пишет 2-й Концерт задолго до войн и революций — но сколько в нем предчувствия Беды?! Как он разворачивает и сворачивает пространства Руси: равнин, запорошенных снегом, с буранной поземкой, с копнушками сугробом, лесов и дубрав — вологодским кружевом окаймляющих дали, что бескрайни — все, как всегда: тягою к дали, простору — он словно готовил свою «симфоническую пастораль» — свою скатерть-самобранку родной отчизны — стать ковром-самолетом, даже не зная, что его ждет дальняя долгая эмиграция и смерть на чужбине, чтобы при первых же аккордах концерта переноситься в эти полные невыносимой грусти и радости русские дали! Какая тонкая гармония звучащих мысле-образов! И такая зримая — наливным яблочком по блюдечку! Так «работало» самосознание русского композитора, вступая и открывая век XX. Самосознание русского философа Шестова в это время открывало миру «Апофеоз беспочвенности», Чехов самопостигал остров Сахалин, врачуя, открывая больницы и продолжая писать свои «маленькие трагедии» из жизни русских обывателей. Мы только обозначили ряд «самосознаний», что действительно плотными рядами оплели, сплели и опутали Русское пространство, — продолжать тебе, читатель! — заметим только, что так писать-сочинять, чтобы столетия спустя люди продолжали слушать-внимать сочиненному, можно только любовью к родине — всей, со всеми лучами и пролучинами. Культура — а музыка часть нее — разве она должна дегармонизировать? Приучать к неразумию? Нет, ответствуем. Но она научилась этому. Вернее так: она стала тем, что ею сейчас называется: «псевдомузыкой» — безладовая, атональная, мычащая и рычащая дисгармония.

Для Цитирования:
Меньшикова Елена Рудольфовна, Просвещение «Транса»: опрощение, профанация, скудоумие — оферта ‘злой неволи’ или стратегия Новой Инквизиции (внегендерный аспект Деградации)*. Вопросы культурологии. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: