* Продолжение. Начало см.: Вопросы культурологии. — 2025. — № 1–3.
Статья поступила 09.12.2024.
А ведь вороги и поныне сетуют и негодуют?! Истории «норманнского вопроса» третье столетие пошло, в XIX в. страсти между «славянофилами и норманнами» стояли не шуточные, и они же, заметим, дали огромный толчок в развитии отечественной науки: источниковедение, языкознание, лингвистика, собственно, филология, вкупе с философией, история, археология, искусствоведение и пр., — и по совместительству эти области знания — «культурологические», ибо все они расширяли ‘представления’, формируя понимание «культуры» как ‘сферы отражения мiра и познания (себя, совокупного человека, и мира)’, поскольку они и «развивались» в пространстве Культуры, и в данном случае, культуры Древнерусской, — и все для того, чтобы найти ответ на вопрос: кто мы? «откуда есть и пошла земля русская», а потому исследований, что не прекращаются, накопилось огромное количество, и мы рады бы уделить этому больше внимания, но цель, повторяю, нашего дифирамба в другом — включить прожектор над бушующим морем невежества в современном образовании и обыденном культурном пространстве, куда помещён обстоятельствами современных реалий простой гражданин: городская среда, что объята информационным полем, а потому ограничимся ссылкой1. Заметим также, развернувшаяся сейчас «Фиванская вражда»2 лишь убеждает, что пожар ненависти, раздутый «норманнским вопросом» в начале XVIII в., и причем вброшенный копьями и на копьях Смуты века XVII, не был потушен революцией 1917 г. — она давно тлела в научной среде: на кафедрах, отделах, редакциях — и сейчас ее подожгли в разных местах и довольно хаотично, словно китайские фимиамные свечки-тростинки: их зажигают — они немного горят, потом гаснут и тлеют, а если покрутить, то будут продолжать гореть, исходя едким дымком — и так повсеместно: