По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Простой советский человек. К 85-летию со дня рождения Ю.А. Гагарина

Вячеслав Климентов Максим Фалилеев, Мемориальный музей космонавтики, Москва

14 апреля 1961 года Москва встречала Юрия Гагарина. Позади были первые 108 космических минут. Пилотируемая космонавтика перестала быть фантастикой. Грандиозная встреча не была запланирована — ее организовали в последний момент. Перед полетом «Востока-1» в ТАСС из Кремля было доставлено три конверта. В первом — сообщение о трагической гибели космонавта, второе — с просьбой зарубежным лидерам оказать помощь в поиске, если космонавт приземлится где-то в океане, в горах или пустыни. И третье, торжественное, которое и зачитал по радио Юрий Левитан.

Рассказывают, что один американский журналист, узнав о полете Гагарина, произнес фразу: «Почему русские оказались первыми в космосе, это я еще понимаю. Но как они угадали с этим парнем?!»

Действительно, в Гагарине счастливым образом совпало так много, что, даже если кто-то специально старался, угадать именно так было невозможно. Он был олицетворением миллионов простых советских людей, готовых идти к цели и добиваться результата. И наконец — простая открытая улыбка, Гагаринская улыбка, покорившая весь мир.

Сам Юрий Гагарин в автобиографии отметит, что «при отборе в отряд космонавтов интересовались биографией, семьей, товарищами, общественной деятельностью. Оценивали не только здоровье, но и культурные и социальные интересы, эмоциональную стабильность. Для полета в космос искали горячие сердца, быстрый ум, крепкие нервы, несгибаемую волю, стойкость духа, бодрость, жизнерадостность».

Происхождение Первого космонавта идеально соответствовало идеологическим стандартам эпохи: отец — плотник, мать — доярка, сам он — третий из четырех детей в семье. Обычный мальчишка, небольшого роста, но учился только на отлично.

Сегодня в России более сотни музеев космонавтики — от небольших школьных собраний до федеральных, и в каждом артефакты, связанные с Юрием Гагариным, занимают центральное место. Один из самых посещаемых, Мемориальный музей космонавтики (только в прошлом году его посетили более 650 тысяч человек) организовал большой межмузейный выставочный проект к 85-летию Первого космонавта, для которого коллеги из «космических» музеев предоставили уникальные вещи, они рассказывают о нем лучше любых слов. За каждым — своя история.

Самолетик из фанеры, который Юра Гагарин смастерил в Гжатском доме пионеров. Ученическая парта, за которой 15-летний Юра занимался в Люберецком ремесленном училище.

Эта деревянная парта с открывающейся крышкой — самый ценный экспонат небольшого, но очень славного музея Люберецкого техникума, который носит имя Героя Советского Союза, летчика-космонавта Ю.А. Гагарина. Еще один артефакт того же времени — форменная куртка студента — такие были в те годы у тысяч советских подростков. Свидетельство об окончании училища, в котором одни пятерки. Вряд ли деревенскому мальчишке так легко давалась учеба, но среди черт характера, которые отличали юного Гагарина от сверстников, главными всегда были воля и упорство. Заведующему училищем Юра показался поначалу слишком тщедушным: «Вакансия оставалась единственно в литейную группу, где дым, пыль, огонь, тяжести… Вроде бы ему не по силам». Но именно в Люберцах его фамилия впервые попала в газету. В «Заводской правде» в числе прочих семиклассников похвалили Юру Гагарина, который на экзаменах «первым до установленного времени сдал работы по алгебре». Еще один экспонат музея Люберецкого техникума, который можно увидеть на выставке, — подлинный литейный ковш начала 1950-х годов, точно такой же, с каким у плавильной печи стоял подросток Гагарин.

Для Цитирования:
Вячеслав Климентов, Простой советский человек. К 85-летию со дня рождения Ю.А. Гагарина. Музей. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: