По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 625.1

Прошлое, настоящее и будущее деревянных шпал

И. А. Иванов д-р техн. наук, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Новосибирск

Автор настоящей статьи предлагает новый способ перевязки деревянных железнодорожных шпал. Приводятся примеры повышения срока службы деревянных шпал, а также примеры использования таких шпал за рубежом. Показана история применения шпал с самого начала развития железнодорожного транспорта и их перспективы в ближайшем будущем.

Литература:

1. Фришман М.А. Как работает путь под поездами. — М.: Транспорт, 1983.

2. Фадеева Г.Д., Паршина К.С., Родина Е.В. Железнодорожные шпалы: настоящее и будущее // Молодой ученый. — 2013. — №6.

3. Нежданов К.К., Гарькин И.Н., Мягков Д.В. Способ автоматической рихтовки рельсового пути и повышения долговечности шпал // Современные проблемы совершенствования работы железнодорожного транспорта: межвуз. сб. науч. трудов. — М.: МИИТ, 2011.

4. Стародубцева Т.Н., Аксомитный А.А. Исследование влияния свойств древесного заполнителя на трещиностойкость композитного материала // Воронежская государственная лесотехническая академия. Лесотехнический журнал. — 2014. — №3.

5. Кондратюк В.А. и др. Исследования и разработка технологии получения композитных ж/д шпал // Лесной вестник. — 2012. — №3.

6. Интернет.

7. Иванов И.А. Патент 2727546.

Шпалы в нашем понимании появились уже тогда, когда стали использовать вагонетки для перевозки руды — в 14 веке. Рельсы и лежни-жерди были деревянными. Такая дорога быстро изнашивалась, пробовали оковывать железом, но получить приемлемый результат не удалось, и рельсы стали делать чугунные, а крепить их стали к шпалам

С изобретением паровоза вопрос безопасного движения по рельсам стал первостепенным. Большие затраты на постройку железной дороги предполагали и большую отдачу, а этого можно было достичь надёжностью и большим сроком эксплуатации ж/д полотна. Не последняя роль здесь отводилась качеству шпал, и при постройке ж/д Ливерпуль — Манчестер стали использовать каменные шпалы.

Описывать недостатки каменных шпал не имеет смысла, они все на виду.

Устойчивость ж/д пути можно было обеспечить только надёжным креплением рельс к шпалам, и пришла пора применять железные шпалы. Однако их цена «кусалась», подбивка производилась с затруднением из-за профиля шпал. Из недостатков следует упомянуть и повышенную шумность. Но всё-таки они хоть и ограниченно, но применялись повсеместно и в настоящее время, несмотря на их «кусачие» цены, применяются в горячих производствах, например там, где по ж/д перевозят расплавленный металл (литейное производство).

Пришла очередь железобетонных шпал, их стали применять ещё в 1903 году, а для облегчения веса в них стали делать сквозные цилиндрические отверстия, но технология не прижилась. Ведь преднапряжённый железобетон только набирал популярность, а без него такие шпалы были обречены на неудачу.

Пробовали применять составные шпалы из древесины, но их срок службы был в несколько раз ниже цельной деревянной шпалы, и там, где они были для опыта уложены, пришлось их заменять через 3–4 года. Опыты проводятся, пока приемлемые результаты только ожидаются.

Проводились опыты с составными шпалами, состоящими из нескольких слоёв и размещённых между слоями стальной арматуры (сетки).

Пластмассовые шпалы, которые пробуют укладывать в рельсошпальную решётку в некоторых странах, ещё не нашли всеобщего признания, но они подкупают дешевизной, технологией изготовления, пластичностью, устойчивостью к гниению, а также тем, что на их производство идёт пластмассовый мусор, которого с каждым годом становится всё больше и больше, — своего рода безотходная технология. Но в связи с этим стоит отметить, что отходов пока много потому, что нет их интенсивной переработки, а если все шпалы в мире перевести на изготовление из отходов, то их окажется очень мало и резко возрастёт цена. К недостаткам следует отнести и применение их по климатическим условиям.

Для Цитирования:
И. А. Иванов, Прошлое, настоящее и будущее деревянных шпал. Строительство: новые технологии - новое оборудование. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: