По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Прощамся с троллейбусом, встречаем электробус

Важнейшая составляющая доступной городской среды — общественный транспорт. Работы по его адаптации к нуждам маломобильных россиян заявлены уже давно, но далеко не везде наблюдается такой ощутимый прогресс, как в Москве, не говоря уж о сравнении с европейскими столицами. Разберемся, как за последние годы изменилась доступность общественного транспорта и какую роль в этом сыграли российские автопроизводители.

Во второй половине XX века сформировалась концепция доступной среды и универсального дизайна, цель которого — минимизировать или полностью устранить физические, сенсорные и когнитивные барьеры на пути людей через городское пространство. Понятие доступной городской среды обычно ассоциируется с потребностями инвалидов. На самом деле остро нуждающихся в ней людей гораздо больше: беременные, мамы с колясками, маленькие дети, пожилые люди. В целом к этой категории можно отнести вообще всех, чей образ жизни или временные потребности страдают от разного рода препятствий: велосипедисты, скейтеры, бегуны, пешеходы с большим багажом, иностранцы (у них языковой барьер) и т. д. По большому счету преимуществами доступного городского окружения пользуются все жители города.

Общественный транспорт — важнейшее звено доступной среды, особенно в мегаполисе с его расстояниями и функциональной специализацией удаленных друг от друга районов — спальных, деловых, рекреационных. В России с 2011 года действует государственная целевая программа «Доступная среда», ставшая первым шагом на пути к реализации конвенции ООН «О правах инвалидов». Заметное место в этой программе отведено вопросам транспортной доступности. Также на региональном уровне принято более 175 законов, затрагивающих эту проблему.

Однако опросы показывают, что маломобильные россияне по-прежнему низко оценивают уровень доступности общественного транспорта. По мнению респондентов, он в наименьшей степени адаптирован для нужд людей с ограниченными возможностями.

Не секрет, что финансовые ресурсы регионов России сильно различаются. Если Москва тратит на доступную среду 1,2 млрд рублей в год, то, например, в Пензенской области на эти нужды в 2020 году выделено всего 3,8 млн рублей. Неудивительно, что Москва лидирует по показателям транспортной безбарьерности. Особенно заметен прогресс на наземном транспорте: в настоящее время 96 % автобусов, 84 % троллейбусов и 58 % трамваев имеют низкий пол и оборудованы для проезда маломобильных пассажиров. Но на маршрутах других городов тоже постепенно появляется низкопольный подвижной состав.

Для Цитирования:
Валерий Абрамов, Прощамся с троллейбусом, встречаем электробус. Глава местной администрации. 2021;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: