По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Прощальные гастроли футуриста

Ирина Девятьярова Омский музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
Ключевые слова:

Проект «Давид Бурлюк: большое сибирское турне, или Прощальный мастер-класс футуриста», осуществленный в Омске в рамках музейной программы Российского фонда культуры «Гений места. Новое краеведение», освещает малоизвестную страницу художественной жизни России периода Гражданской войны.

Задумывая этот проект, Омский музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля стремился показать, как повлияло транссибирское турне Давида Бурлюка — художника, поэта, теоретика и пропагандиста искусства авангарда — на оживление культурной жизни сибирских городов. Ведь на пути в Америку Д. Бурлюк устраивал в городах Урала и Сибири литературные вечера и выставки, которые имели большой общественный резонанс, оказали немалое воздействие на местную творческую молодежь и в итоге определили развитие изобразительного искусства в регионе, прежде всего в Омске.

Маршрут Давида Бурлюка определила «дорога жизни» многих тысяч беженцев — Транссибирская железнодорожная магистраль, 125-летие закладки и 100-летие окончания строительства которой отмечалось в 2016 году. Этим проектом мы подчеркивали роль Транссиба в истории культуры Сибири.

В первой части экспозиции зритель знакомится с деятельностью Давида Бурлюка — футуриста и началом его путешествия. Второй раздел переносит зрителя в Омск, ставший во время Гражданской войны столицей Белой России с резиденцией Верховного правителя адмирала А.В. Колчака.

Здесь, в Омске, Бурлюк на лекциях познакомил своих слушателей с современной поэзией и дал своеобразный мастер-класс по умению добиваться зрительского успеха. Его уроки усваивали сибирский писатель Антон Сорокин и молодые омские художники Виктор Уфимцев и Борис Шабль-Табулевич — основатели вольного футуристического объединения «Червонная тройка». На архивных фотографиях представлены круг омских знакомых Бурлюка и здания, в которых он бывал, экспонируются также и газетные анонсы его «поэзо-вечеров» и выставки.

О составе последней известно из уникального издания, отпечатанного в типографии прифронтовой газеты «Вперед», — «Перечня “летучки” выставки картин».

В третьем разделе выставки экспонируются исполненные в 1910-е годы, в период революции и Гражданской войны, живописные и графические произведения Давида Бурлюка из фондов нашего музея, а также музеев-партнеров.

Для Цитирования:
Ирина Девятьярова, Прощальные гастроли футуриста. Музей. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: