Технологический и экономический прорыв, анонсированный в послании президента Федеральному собранию и его майскими (2018) указами, — принципиальная основа экономической политики России и национальных целей ее развития.
Сегодня, в конце года, эксперты подводят некоторые итоги реализации заданных целей. К сожалению, преобладают пессимизм и критика. Так, ведущий эксперт по вопросам экономического роста, зампред Внешэкономбанка Андрей Клепач констатирует, что для экономического роста выше 3 % нужны «прорывные решения… инвестиционный рывок», чего пока не наблюдается, а изъятие нефтяных доходов через бюджетное правило нельзя назвать благом для ускорения ВВП. Практически весь выигрыш от нынешних цен нефти — около 70 долл. за баррель — ушел в отток капитала. Его чистый отток, по данным Центробанка, в январе — октябре составил рекордные 42,2 млрд долл. Надежды правительства на ускорение экономического роста через инфраструктурные проекты он считает спорными (НГ, 14.11.2018).
Эксперты S&P также сомневаются в возможности прорывного экономического роста за счет выбранной стратегии масштабных инвестиций в нацпроекты, а это 30 трлн руб. Эксперты не разделяют оптимизма правительства Медведева, вписавшего в свои официальные документы 3 % рост ВВП уже в 2021 г., поскольку сохранится высокая ключевая ставка ЦБ и дорогие кредиты для бизнеса.
14 ноября сего года «НГ-Наука» в публикации, посвященной общему собранию РАН с повесткой «Научное обеспечение реализации приоритетов научно-технологического развития РФ» (под саркастическим подзаголовком «Правительство так и не придумало, зачем этот прорыв нужен и куда будем прыгать»), комментирует выступление на общем собрании РАН вице-премьера Татьяны Голиковой. Вице-премьер фактически признала, что за пять лет реформы академической науки в стране произошла существенная деградация по всем основным направлениям, которые сегодня определяют конкурентоспособность и социально-экономическое развитие любой страны.
Экономический рост стран ОЭСР, как следует из отчета организации, за первую половину этого года составил 2,5 %, а США — 2,8 % с таким же или более высоким результатом в 2019 г. (ВВП России, по оценке МЭР, в 2018 г. увеличится на 1,76 % и в 2019 г. — на 1,55 %). Эксперты отмечают, что США последовательно придерживаются политики привлечения капитала в свою экономику, важнейшим инструментом которого является подъем ставки рефинансирования, повышающей доходность долларовых инвестиций. Это стимулирует отток средств из развивающихся стран в США, а торговые войны Трампа заставляют многие производства вернуться в Америку, где они получают налоговые льготы.