Объявленная Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, вызванная вспышкой заболеваний вирусом нового типа в китайской провинции Ухань и ее небывало быстрым распространением по всем континентам, привела к появлению неопределенности нового типа [1]. Это можно объяснить двумя факторами:
– в отличие от предыдущих кризисов второй половины XX и начала XXI веков, основными причинами которых были ошибки экономической политики, дестабилизация нефтяного рынка или же различные «финансовые пузыри», резкий спад финансовых рынков и экономик большинства развитых стран, отмеченный в период продвижения коронавирусной угрозы, во многом объясняется общемировым социальным шоком;
– отличительным признаком начала «коронавирусного» кризиса стало вызванное одновременными перебоями в работе производителей и поставщиков разрушение цепочек поставок, в то время как, например, основной причиной мировой экономической рецессии 2008–2009 гг. была потеря доступа к рынкам капитала.
В процессе преодоления кризиса компания обычно проходит три общих этапа:
• реагирование – предприятие делает определенные шаги для того, чтобы справиться с неожиданной ситуацией и создать условия для продолжения своей деятельности;
• восстановление – потенциал организации укрепляется, полученный опыт всесторонне анализируется;
• последующий рост – предприятие осуществляет подготовку к продолжению работы в новых условиях, принимая непосредственное участие в их формировании. У топ-менеджмента возникают новые функции, включая оперативное планирование деятельности предприятия и оптимальное распределение ресурсов для всех трех этапов одновременно.
Для решения новых задач в ходе кризиса от руководителей требуется принятие необходимых тактических решений по развитию определенных компетенций, которые помогут смягчить неблагоприятные последствия для предприятия и в дальнейшем дадут ему возможность увеличить свои конкурентные преимущества. Следует помнить, что в случае использования правильных подходов кризисная ситуация способна дать импульс дальнейшему росту бизнеса.