В 2014 г. вступили в действие изменения, внесенные в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ (далее – закон № 261-ФЗ). Государство передало профессиональным сообществам часть функций по организации рынка энергосервиса и конкретизировало некоторые требования к проведению энергетического обследования и его результатам. Но и в новой редакции закон № 261-ФЗ не снижает актуальности рекомендаций экспертов. Авторы резолюции сформулировали наиболее острые и актуальные, на наш взгляд, проблемы, требующие разрешения, и предложили методы их решения.
– несистемность экономической политики и политики энергоэффективности (противоречия; нестимулирующий характер; частая смена норм; ответственность разных ведомств; разные «карманы» для бюджетных средств, направляемых для решения одних и тех же задач; логическая незавершенность отдельных этапов экономической политики, например, кампании по обязательным энергетическим обследованиям);
– непрозрачные и часто нестимулирующие экономические модели (перекрестное субсидирование, тарифообразование, монополизм);
– тарифная политика, не стимулирующая лучших и эффективных (метод «издержки плюс»;
отсутствие реальных процедур учета затрат на корпоративную программу энергоэффективности в тарифе на тепло, когда предприятие отапливает город и т. п.);
– тарифы на энергоресурсы в ряде случаев уже не конкурентоспособны с зарубежными странами (при принятии решений о территориальном размещении производств);
– аналогично – условия технологического присоединения к сетям, условия и сроки для открытия новых производств не способствуют развитию промышленности и бизнеса, в том числе в сравнении с зарубежными площадками;
– как следствие, выведение основных фондов промышленности за пределы Российской Федерации, т. е. создание рабочих мест и добавленной стоимости в других государствах;