К 2008 году в России явственно сложился дисбаланс производства и размещения строительных материалов. Процесс этот развивался хотя и постепенно, зато неуклонно. А начался он с перехода экономики на рыночные рельсы. Огромная отрасль стройматериалов была в числе наиболее пострадавших. Это было вызвано в первую очередь снижением объемов индустриального домостроения. Тогда перестало существовать до 70% заводов по выпуску ЖБИ, резко снизился спрос на цемент, другие стройматериалы.
По оценке заместителя директора Департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли РФ Романа Куприна, когда в начале нулевых годов начался строительный бум, выяснилось, что многие мощности отрасли по выпуску стройматериалов устарели. В страну хлынул импорт, так как оказалось, что большое количество изделий в России вообще не выпускались. К тому же изменилась технологическая база — главным способом стало монолитное строительство. И собственный выпуск не мог полностью удовлетворить эти потребности.
Когда объемы строительства в России сравнялись с аналогичными показателями времен СССР, дефицит стройматериалов выявился еще наглядней, включая такой важный вид продукции, как цемент. Это привело к ажиотажу на рынке, началось сооружение новых заводов. А чтобы они были эффективными, их старались возводить поближе к местам конечного спроса.
Как констатирует Роман Куприн, это привело к появлению в одном регионе конкурирующих производств, возникновению избыточных мощностей. Например, увеличилось плечо доставки цемента. В СССР считалась его перевозка по железной дороге на расстояние свыше 400 км избыточной роскошью, а сегодня его на машине возят на 700-900 км, а «чугункой» — даже до 1,5 тыс. км. Так, обыденная практика, когда из Новороссийска цемент доставляют в Санкт-Петербург.
Нерациональный, часто не просчитанный выбор места для нового производства приводит к неполной загрузке мощностей. А кризисы 2008 и 2014 годов еще больше усугубили эту ситуацию, существенно снизили спрос на стройматериалы. Это привело к серьезному финансовому ухудшению ситуации в отрасли: спрос снизился, но никто не отметил необходимость заводам погашать ранее взятые кредиты, которые они брали для своей модернизации.