Огромную роль в производстве изделий играет своевременное изготовление макета (опытного образца).
Именно с создания опытного образца фактически и берет начало история большинства конструкторских коллективов. Макет — это полуфабрикат, из которого инженер начинает создавать конечное изделие.
Практически каждое новое производство стремится обзавестись небольшими станками для разовой обработки изделий. Опыт общения с конструкторскими бюро в России показывает, что каждое из них имеет на своих площадях либо полноценное производство, либо производственный участок, на котором изготавливаются и подгоняются будущие образцы. Как правило, производственный цех занимает достаточно большие площади, станки расположены группами — в зависимости от выполняемой операции, а работа на них и их обслуживание требует наличия специально обученного персонала.
Создание макетного образца является второй проверкой изделия, после анализа трехмерной модели, а испытание макета дает конструктору больше информации о будущем изделии и о всех его недочетах.
В нынешних конструкторских бюро инженер после оформления конструкторской документации делает запрос на производственный участок. В цеху же процесс подготовки и изготовления первого макетного образца занимает достаточно большое количество времени, которое включает в себя поиск материалов и специалистов, выбор операций и соответствующих станков. Каждое последующее изменение макетного образца и его подгонка будут сопровождаться соответствующими бюрократическими и производственными трудностями.
Чтобы ускорить процесс отладки изделий, все больше конструкторских подразделений оснащаются специальными макетными мастерскими, оборудование которых позволяет «на коленке», без привлечения третьих лиц, изготовить и провести отладку опытного образца, либо отмасштабированного макета.
Рассмотрим пример этапов создания опытного образца в условиях цеха и сравним результат с работой в условиях макетной мастерской. На рис. 2 показаны две собранные детали, которые должны соединяться штифтом. Во время проектирования, конструктором была допущена ошибка, и штифту был задан диаметр больший, нежели диаметр отверстия у соединяемых деталей (позиция 1 на рис. 2). Стенка одной из деталей достаточно тонкая, следовательно, расточить деталь не получится, и для корректной сборки необходима доработка именно штифта. Подгонка диаметра цилиндрической детали производится на токарном станке. В условиях цеха необходимо получить доступ к станку, найти соответствующего специалиста, написать служебную записку на работу с изделием.