Социально-экономическое развитие и национальная безопасность любой страны невозможны без участия населения трудоспособного возраста, поскольку именно оно определяет качество трудовых ресурсов, демографическую ситуацию государства, величину валового внутреннего продукта, производительность труда, уровень обороноспособности.
Именно это обстоятельство является основной причиной необходимости заботы о сохранении здоровья этой категории населения в государственном масштабе, базисом социальной политики не только развитых, но и развивающихся стран в современных условиях. Вместе с тем на современном этапе развития Российской Федерации (РФ) следует признать неудовлетворительным качество здоровья населения трудоспособного возраста. Еще за 10 лет до достижения пенсионного возраста около 70 % трудового населения России имеет серьезную соматическую патологию. В связи с этим важнейшим фактором, определяющим уровень здоровья или нездоровья работающего населения, не без основания рассматриваются условия труда, что дополняется основным критерием их негативного воздействия на работника — формированием профессиональной заболеваемости.
Однако в России сложилась парадоксальная ситуация: при постоянном росте удельного веса рабочих мест с неблагоприятными условиями труда уровень профессиональной заболеваемости в стране неуклонно снижается. Отечественные специалисты по медицине труда едины во мнении, что регистрируемый уровень хронической профессиональной заболеваемости не отражает истинной картины и не соответствует фактическому состоянию условий труда. К числу основных причин данного явления многие исследователи относят неудовлетворительное качество аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ), проводимой один раз в пять лет, поскольку именно ее результаты закладываются в основу санитарно-гигиенических характеристик работников, у которых выявлены подозрения на профессиональные заболевания. При этом принятый в 2014 г. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» принципиально сложившейся ситуации не меняет — специальная оценка условий труда (СОУТ) также проводится, как правило, один раз в пять лет. В то же время территориальные органы Роспотребнадзора лишены технической возможности проводить весь комплекс исследований по оценке условий труда на каждом рабочем месте для обоснованного составления санитарно-гигиенических характеристик, что связано с отсутствием необходимых ресурсов и ограниченного времени, отводимого на подготовку характеристики.