Научно-технический прогресс ставит перед теорией и практикой производства задачи и проблемы, связанные не столько и не только с внедрением новых материалов, оборудования, изменения технологии производства и т. п. Очевидно, что технические и технологические достижения неизбежно приводят к тому, что вынужденно изменяется сама суть производственных процессов, усложняя методы организации и управления производством, от нормирования, планирования, логистики и т. д. до радикального изменения производственной системы. Это связано с тем, что запросы рынка, изменяясь в сторону индивидуализации спроса, внедрение информационных технологий и промышленных роботов в производственный процесс требуют создания производственной системы, отвечающей требованиям инновационности, высокотехнологичности, высокой адаптивности, гибкости и быстрой скорости реагирования на изменения внешней среды. В конце ХХ столетия стало очевидно, что продукт, который нравится разработчику и производителю, не обеспечивает высокого уровня его продаж на рынке. Потребитель хочет и готов покупать продукт, который нравится ему, и который позволяет решить его, потребителя, проблемы, и имеет высокую потребительскую ценность. Тогда возникает естественный вопрос: как узнать, что действительно ценно для потребителя и предложить ему именно это? Если использовать традиционные методы анализа, статистики, то объем работы и информации становится слишком трудоемким, дорогостоящим и нереализуемым для предприятия: ведь невозможно поговорить с каждым потенциальным потребителем! И главное, что традиционные методы исследования рынка позволяют производителю создать на основе этого огромного объема информации свое (производителя!) представление о том, что же нужно потребителю. Цифровые технологии решают эту задачу, переводя ее в виртуальную реальность. Именно виртуальная реальность позволяет не только точно узнать запросы потребителя, но и визуализировать его представления в конечном продукте, тем самым обеспечивая его большую привлекательность для рынка. Компьютерное моделирование и проектирование – это уже не будущее производства (так, первый в мире самолет Boing 777 был полностью спроектирован с помощью компьютерного моделирования еще в конце 1980-х, а системы САПР (или PLM), ориентированные на цифровое сопровождение продукта в течение всего жизненного цикла, известны уже не одно десятилетие), а настоящее. Управление жизненным циклом продукта и компьютерное моделирование в ХХI веке выходит за пределы промышленного дизайна, переходя в сферу управления городами («умный» город), домами и зданиями, медицину (виртуальные модели для обучения и диагностики), энергетику (технологии энергосбережения и энергоэффективности, безопасности), индустрию моды, розничную торговлю и многое другое. Кастомизация в общем понимании – это процесс, в ходе которого конечный результат производства подстраивается под индивидуальные особенности и требования потребителя. Традиционное понимание кастомизации можно описать метафорически – «розочка на торте». Она возникает на последних стадиях производства, то есть технология производства стандартная и универсальная, но на последней стадии производственного цикла, уже непосредственно перед поставкой, вносится незначительное с технологической точки зрения изменение, часто носящее чисто внешний, оформительский или дизайнерский характер. Мы будем исходить из более сложного контекста, предполагая, что кастомизация производства – это абсолютно иная технология организации производственных процессов, основанная на системно-холистическом подходе, то есть предполагающая изменение организации производственных процессов во времени и пространстве.