По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5

Производственные системы в условиях кастомизации и дигитализации производства

Тихомирова О.Г. доцент, канд. экон. наук, Университет ИТМО, г. Санкт-Петербург

В статье, представленной на научной конференции «Седьмые Чарновские чтения», рассмотрены основные вопросы трансформации производственных систем и необходимости изменения методов организации производства, вызванных, в частности, кастомизацией производства и необходимостью ориентации на рынок, а также внедрения цифровых технологий в производственный процесс. Исследование основано на методологии системно-холистического подхода, позволяющего изучить производственные системы в единстве субъект-объектных отношений и взаимодействия элементов системы.

Литература:

1. https://www .3ds .com [Электронный ресурс] (дата обращения: 19.11.2017).

2. Программа от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Цифровая экономика Российской Федерации».

3. https://www .pwc .ru/ru/miningand-metals/publications/assets/ industry-4- metals-key-fi ndings_rus.pdf [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.11.2017).

4. http://spb .rbcplus .ru / news/59c01fb87a8aa942fef555de [Электронный ресурс] (дата обращения: 22.11.2017).

5. http://spb .rbcplus .ru / news/59d228e27a8aa9441f5859ec [Электронный ресурс] (дата обращения: 22.11.2017).

6. http://spb .rbcplus .ru/partner s/59c896de7a8aa975f62a2c47 [Электронный ресурс] (дата обращения: 22.11.2017).

Научно-технический прогресс ставит перед теорией и практикой производства задачи и проблемы, связанные не столько и не только с внедрением новых материалов, оборудования, изменения технологии производства и т. п. Очевидно, что технические и технологические достижения неизбежно приводят к тому, что вынужденно изменяется сама суть производственных процессов, усложняя методы организации и управления производством, от нормирования, планирования, логистики и т. д. до радикального изменения производственной системы. Это связано с тем, что запросы рынка, изменяясь в сторону индивидуализации спроса, внедрение информационных технологий и промышленных роботов в производственный процесс требуют создания производственной системы, отвечающей требованиям инновационности, высокотехнологичности, высокой адаптивности, гибкости и быстрой скорости реагирования на изменения внешней среды. В конце ХХ столетия стало очевидно, что продукт, который нравится разработчику и производителю, не обеспечивает высокого уровня его продаж на рынке. Потребитель хочет и готов покупать продукт, который нравится ему, и который позволяет решить его, потребителя, проблемы, и имеет высокую потребительскую ценность. Тогда возникает естественный вопрос: как узнать, что действительно ценно для потребителя и предложить ему именно это? Если использовать традиционные методы анализа, статистики, то объем работы и информации становится слишком трудоемким, дорогостоящим и нереализуемым для предприятия: ведь невозможно поговорить с каждым потенциальным потребителем! И главное, что традиционные методы исследования рынка позволяют производителю создать на основе этого огромного объема информации свое (производителя!) представление о том, что же нужно потребителю. Цифровые технологии решают эту задачу, переводя ее в виртуальную реальность. Именно виртуальная реальность позволяет не только точно узнать запросы потребителя, но и визуализировать его представления в конечном продукте, тем самым обеспечивая его большую привлекательность для рынка. Компьютерное моделирование и проектирование – это уже не будущее производства (так, первый в мире самолет Boing 777 был полностью спроектирован с помощью компьютерного моделирования еще в конце 1980-х, а системы САПР (или PLM), ориентированные на цифровое сопровождение продукта в течение всего жизненного цикла, известны уже не одно десятилетие), а настоящее. Управление жизненным циклом продукта и компьютерное моделирование в ХХI веке выходит за пределы промышленного дизайна, переходя в сферу управления городами («умный» город), домами и зданиями, медицину (виртуальные модели для обучения и диагностики), энергетику (технологии энергосбережения и энергоэффективности, безопасности), индустрию моды, розничную торговлю и многое другое. Кастомизация в общем понимании – это процесс, в ходе которого конечный результат производства подстраивается под индивидуальные особенности и требования потребителя. Традиционное понимание кастомизации можно описать метафорически – «розочка на торте». Она возникает на последних стадиях производства, то есть технология производства стандартная и универсальная, но на последней стадии производственного цикла, уже непосредственно перед поставкой, вносится незначительное с технологической точки зрения изменение, часто носящее чисто внешний, оформительский или дизайнерский характер. Мы будем исходить из более сложного контекста, предполагая, что кастомизация производства – это абсолютно иная технология организации производственных процессов, основанная на системно-холистическом подходе, то есть предполагающая изменение организации производственных процессов во времени и пространстве.

Для Цитирования:
Тихомирова О.Г., Производственные системы в условиях кастомизации и дигитализации производства. Лин-технологии: Бережливое производство. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: