Такие понятия, как «производственная игра», «Лин-игра», «тренажер бережливого производства» знакомы многим, кто занимается развитием бережливого производства. Игра позволяет просто и наглядно продемонстрировать преимущества концепций и принципов бережливого производства по сравнению с традиционными методами. Однако потенциал деловых игр не ограничивается только лишь вопросами обучения. С их помощью можно решать действительно серьезные задачи, приносящие многомиллионную выгоду предприятиям. Примеры, приведенные далее в статье, показывают, насколько широким может быть диапазон потенциальных улучшений, инициированных деловыми играми, – от небольших локальных улучшений, которые в масштабе крупной компании дают ощутимую выгоду, до проектов стратегической трансформации, призванных усилить конкурентную позиции компании.
В 1991 г. американская химическая компания «Дюпон» (DuPont, E.I. du Pont de Nemours and Company) испытывала серьезные проблемы с обслуживанием оборудования, обусловленное, в основном, тем, что:
• количество специалистов, занимающихся обслуживанием оборудования, превышало средние показатели по отрасли, но при этом им приходилось работать сверхурочно;
• запасы запчастей были избыточны, а транспортные расходы завышены.
Кроме того, сравнение с лучшей практикой аналогичных предприятий показало превышение расходов на обслуживание оборудования на 10-30%, а время его безотказной работы было ниже на 10-15%.
Как же такое могло произойти с флагманом американской химической промышленности? Дюпон попала в так называемый «порочный круг», когда каждое последующее действие усугубляет предыдущие ошибки, в период нефтяного кризиса 1970-х гг. Компания была вынуждена экономить на всем, и под секвестрование расходов попал бюджет технического обслуживания. Были сокращены затраты на предупредительные ремонты оборудования, обучение персонала, инвестиции в обновление оборудования. В результате участились поломки, и менеджменту пришлось перераспределить большую часть ресурсов с плановых ремонтов на аварийные. «Порочный круг» замкнулся, вызвав еще больший рост отказов оборудования, что, в свою очередь, отразилось на доходах предприятия.