По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 69.003

Проигравших не будет!

А. Н. ХОМЕНКО коммерческий директор инжиниринговой компании DMSTR

Одна их застарелых болезней отечественной строительной отрасли – серьезное (а иной раз и просто вопиющее) несоответствие предусмотренного проектом бюджета и реальных затрат на возведение объектов. Нет необходимости приводить множество примеров этому. Достаточно вспомнить историю питерской «Зенит-арены» или программу олимпийского строительства в Сочи.

Оценивать причины этого можно по-разному. Скажем, в случае с Олимпиадой они, в определенном смысле, объективные – сжатые сроки изысканий и проектирования, огромные масштабы и эксклюзивность работ. Но последствия в любом случае крайне негативны – многократное превышение сметы, удар по финансовому состоянию и заказчика, и генподрядчика. Что касается последнего, этот удар нередко становится смертельным. Не одна и не две мощные компании, признанные лидеры отрасли, подбив итоги титанических усилий при подготовке к успешному проведению зимних Олимпийских игр 2014 года, ушли с рынка.

Строительство – такая сфера деятельности, где опыт реализации уникальных проектов чрезвычайно ценен не только с точки зрения осмысления прорывных инженерных решений или технологических новаций. Не меньшее, если не большее, значение имеет анализ допущенных просчетов, проработка алгоритмов, предупреждающих повторное путешествие по «лежащим граблям».

С этой точки зрения особой наглядностью отличается строительство офшорных нефтегазодобывающих комплексов. В данном случае офшор – от английского «offshore» – «вне берега», то есть речь идет о морских нефтегазодобывающих платформах. Каждая – это действительно уникальный проект. Процитирую Михаила Харитонова, заместителя главного конструктора ОАО «ЦКБ МТ «Рубин», одного из мировых лидеров в проектировании подводных лодок, который стал признанным партнером нефтегазовых компаний в части разработки техники для освоения месторождений нефти и газа на континентальном шельфе: «Офшорные объекты, как правило, уникальны, в них используются компоновочные решения, делающие их индивидуальными, что значительно повышает стоимость объекта». Ведь кроме береговых нефтегазовых комплексов, объектов транспортной инфраструктуры, энергообеспечения, необходимо доставить к объекту и смонтировать в море основания гравитационного типа (ОГТ), на которых разместится верхнее строение с буровым и технологическим оборудованием, жилыми помещениями. Надо смонтировать верхние строения, перемещаемые морские конструкции, стальные каркасы для шельфовых платформ, выполнить монтаж сложнейшего оборудования, обеспечивающего нефтегазодобычу и транспортировку добытого на берег. Отдельная «песня» – работы по ремонту, реконструкции и модернизации объекта. Все это производится на удалении от берега, и, стало быть, серьезно удорожается логистикой, более жесткими требованиями обеспечения безопасности, нормами морского регистра и т. п. Строительство таких сложных технологических объектов – это длительное и дорогостоящее мероприятие. Для его успешного осуществления заказчику и генподрядчику необходимо мобилизовать, скоординировать и проконтролировать усилия множества компаний самого различного профиля.

Для Цитирования:
А. Н. ХОМЕНКО, Проигравших не будет!. Прораб. 2016;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: