По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 376.4:159.9–053.4 (476) DOI:10.33920/pol-01-2007-11

Программное обеспечение формирования элементарных умений социального взаимодействия у детей раннего возраста с особенностями психофизического развития

Анастасия Александровна Сасс магистрант, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (Минск) Республика Беларусь, 220131, г. Минск, ул. Мирошниченко д. 6, кв. 163 +375 (29) 385-77-42 sass.nastia@gmail.com
Мария Евгеньевна Скивицкая заведующий кафедрой специальной педагогики Института инклюзивного образования, кандидат педагогических наук, доцент, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (Минск) Республика Беларусь, 220114, г. Минск, ул. Городецкая, д. 18, кв. 108 +375 (29) 128-92-25 skivickaja@tut.by

В настоящее время в Республике Беларусь создаются условия, позволяющие каждому ребенку с особенностями психофизического развития интегрироваться в социуме. Решение этой задачи напрямую связано с осуществлением социализирующей функции семьи и учреждений образования. Нами был проведен анализ существующих программ оказания ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития и обобщение материала по проблеме формирования элементарных умений социального взаимодействия у детей раннего возраста на основе проведенного анализа отечественных и зарубежных программ.

Литература:

1. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы / Под ред. Т. Парсонса. — Москва: Прогресс. 1972: 390 с.

2. Бандура А. Теория социального научения. — Санкт-Петербург: Евразия. 2000: 320 с.

3. Джонсон-Мартин Н. М. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / Н. М. ДжонсонМартин, К. Г. Дженс, С. М. Аттермиер, Б. Дж. Хаккер; под ред. Н. Ю. Барановой. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства КАРО. 2005: 336 с.

4. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. — Москва; Воронеж. 1999: 48 с.

5. Огнев А. С. Субъектогенез жизненного пути / А. С. Огнев, Э. В. Лихачева. Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013; 1: 234–239.

6. Питерси М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. — Кн. 7: Самообслуживание и социальные навыки / М. Питерси, Р. Тилор: под ред. Е. М. Мастюковой. — Москва: Ассоциация Даун Синдром. 2001: 80 с.

7. Программы для специальных учреждений образования для детей раннего возраста (от рождения до трех лет) с аутистическими нарушениями, для детей раннего возраста (от рождения до трех лет) с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=8385 (дата обращения: 01.12.2019) .

1. Parsons T. (ed). Amerikanskaya sociologiya. Perspectivy.Problemy. Metody [American sociology: Perspectives, problems, methods]. Moscow: Progress Publ., 1972, 390 p.

2. Bandura, A. Teoriya sotsial’nogo naucheniya [Social Learning Theory] / A. Bandura. - St. Petersburgh: Evraziya Publ., 2000, 320 p.

3. Johnson-Martin, N. M. Programma ‘Karolina’ dlya mladentsev i detei mladshego vozrasta s osobymi potrebnostyami [“Carolina” Programme for Infants and Toddlers with Special Needs] / N. M. Johnson-Martin, K. G. Jens, S. M. Attermier, B. J. Hakker; N.Yu. Baranova (ed). - Saint Petersburg: Saint Petersburg Institute of Early Intervention, KARO Publ., 2005, 336 p.

4. Mukhina V. S. Fenomenologiya razvitiya i bytiya lichnosti [Phenomenology of development and existence of personality] / V. S. Mukhina. - Moscow: Voronezh, 1999, 48 p.

5. Ognev A. S. Subyektogenez zhisnennogo puti [Subject-Genesis of the Life Path] / A. S. Ognev, E. V. Likhacheva // Aktual’nye problemy i perespektivy razvitiya sovremennoy psyhologii [Current problems and prospects of development of modern psychology], 2013, no. 1, pp. 234-239.

6. Petersi, M. Malen’kie Stupen’ki. Programma rannei pedegogicheskoi pomozhshi detyam s otkloneniyami v razvitii. Kniga 7: Samoobsluzhivanie i social’nye navyki [Small Steps. Early Educational Assistance Programme for Children with Developmental Disabilities. Book 7: Self-Service and Social Skills] / M. Petersi, R. Tilor, E. M. Mastyukova (ed). – Moscow: Association Down Syndrome, 2001, 80 p.

7. Programmy dlya spetsial’nykh uchrezhdenii obrazovaniya dlya detei rannego vozrasta (ot rozhdeniya do trekh let) s autisticheskimi narusheniyami, dlya detei rannego vozrasta (ot rozhdeniya do trekh let) s narusheniyami funktsii oporno – dvigatel’nogo apparata [Programmes for Special Educational Institutions for Young Children (from birth to three years old) with Autistic Disorders, for Young Children (from birth to three years) with Disorders of the Musculoskeletal System]. Available at: http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=8385 (accessed 01.12.2019)

Говоря о понятии «социализация личности», следует отметить, что данное понятие было введено французским социологом Э. Дюркгеймом. Термин «социализация» берет свои истоки от латинского socialis — общественный. Это процесс усвоения индивидуумом конкретной системы знаний, норм и ценностей, что позволяет ему функционировать в роли полноправного члена общества. Социализация содержит как целенаправленное воздействие на конкретную личность — воспитание, так и стихийные (спонтанные) процессы.

На современном этапе эволюции личностно-ориентированная комплексная помощь детям с особенностями психофизического развития (далее — ОПФР) выдвигает на первый план решение задач, направленных на гармоничное развитие личности ребенка, его социализацию и индивидуализацию.

Социализация — двусторонний процесс, включающий усвоение социального опыта и активное воспроизведение индивидуумом системы социальных связей, благодаря которым происходит становление личности, развитие самосознания (Г. М. Андреева, В. Г. Крысько и другие).

Одним из направлений решения проблемы социализации ребенка с ОПФР является определение социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей.

Как правило, социальное развитие ребенка в первую очередь происходит в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Наиболее важными факторами, влияющими на социальное развитие ребенка, являются атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребенка с родителями, позиция ребенка в структуре семьи, стиль воспитания.

Именно в раннем возрасте закладывается «фундамент» психологических качеств, которые могут проявляться и существенно влиять на определение пути и ход жизнедеятельности и профессиональной деятельности человека. В формировании такого фундамента имеют большое значение семья и семейное воспитание. Родители ребенка с ОПФР сталкиваются с проблемой адекватности восприятия физических и психических границ возможностей своего ребенка и разумности предъявляемых к нему требований, которая связана с недостаточной информированностью родителей, например, о современных организационных решениях, расширяющих возможности получения детьми доступного образования, проблемой осознания необходимости, очередности и своевременности проведения лечебных, физиотерапевтических и психолого-педагогических мероприятий с целью физической и психолого-социальной адаптации ребенка и др.

Для Цитирования:
Анастасия Александровна Сасс, Мария Евгеньевна Скивицкая, Программное обеспечение формирования элементарных умений социального взаимодействия у детей раннего возраста с особенностями психофизического развития. Социальная политика и социальное партнерство. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: