Вопросы развития системы образования в средне- и долгосрочной перспективе постоянно встают при определении стратегий развития Российской Федерации. Выше мы рассмотрели реализованные подходы к реформированию образования, а также те последствия и риски, которые они породили. Как правило, слабая реализация реформаторских идей связана с несколькими факторами:
1) Низкой мотивацией тех, кто должен реализовывать реформы на практике. Исполнители, которые практически никогда не бывают задействованы в выработке решений по реформированию, не стремятся выполнять «внешние» по отношению к ним меры. Другими словами, реформы слабо учитывают интересы задействованных в них групп (даже при повышении заработной платы работников бюджетной сферы полностью эти интересы, последствия и риски не были учтены).
2) Стратегии проведения реформ, как правило, не содержат управленческих механизмов по их имплементации. При реализации реформ разрабатываются управленческие схемы, которые часто не отвечают первоначальным задачам (идеям) проводимой реформы.
3) В стратегиях не просчитана или плохо просчитана потребность в ресурсах на реализацию реформ. И даже если потребность в ресурсах определена достаточно точно, то нет схемы действий при уменьшении финансирования, которое является, скорее, правилом, а не исключением. Во многих случаях потребность в ресурсах ограничивается финансовыми ресурсами без учета такого важнейшего ресурса, как кадровый.
4) Не учитывается (слабо учитывается) фактор времени, даже если стратегия имеет временную развертку. Как правило, эта развертка формальна и не учитывает, например, необходимость подготовки кадров для реализации реформы.
5) Слабо учитывается пространственный фактор, реформы системы образования обычно строятся как жестко централизованные, хотя нередко потом в процессе реализации «приобретают» региональные черты (это довольно хорошо продемонстрировал Приоритетный национальный проект «Образование», когда при осуществлении реформаторских мер, они приобретали «региональную» окраску в силу особенностей социально-экономического развития конкретного субъекта Российской Федерации).