Надежность ремонтно-технологического оборудования (РТО) — один из основных показателей качества изделий, используемых в сельском хозяйстве, проявляющийся во времени и отражающий изменения, происходящие в машине на протяжении всего времени ее эксплуатации. Надежность должна рассчитываться уже на стадии проектирования так же, как это делается для оценки прочности, деформаций, тепловых полей и других характеристик ответственных изделий.
Статистика отказов, являющаяся до настоящего времени основным источником информации для суждения о надежности изделия, — это лишь сигнал обратной связи, дающий представление (к сожалению, с большим запозданием) о том, насколько конструкция, технология и условия эксплуатации обеспечили желаемые показатели надежности. Поэтому не статистические данные, а расчет и прогнозирование возможного поведения машины в предполагаемых условиях эксплуатации, технологическое обеспечение заданных показателей качества, специальные испытания и регламентация условий эксплуатации машин являются основой для управления надежностью РТО всего агропромышленного комплекса и обеспечения ее требуемого уровня.
Одним из основных узлов РТО, в частном случае металлообрабатывающего станка модели 1А616, непосредственно влияющим на производительность обработки и точность обрабатываемых изделий, является шпиндельный узел (ШУ). Требования к ШУ по долговечности, быстроходности и точности растут. Достижение высоких показателей зависит от многих факторов, в том числе и от возможностей проектировщика использовать результаты компьютерного анализа. Одними из важных показателей качества ШУ являются его жесткостные характеристики, поскольку они наиболее полно характеризуют качество его конструкции, изготовления и сборки.
На жесткость рассчитывают шпиндельные узлы всех типов станков в ремонтных предприятиях АПК. При этом определяют упругое перемещение шпинделя в сечении его переднего конца, для которого производится стандартная проверка шпиндельного узла на жесткость. Это перемещение принимают в качестве упругого перемещения переднего конца шпинделя.