По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 351.862

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Черноусов И.В. канд. филос. наук, доцент, Воронежский институт ГПС МЧС России, 394052, г. Воронеж, ул. Краснознаменная, д. 231

Рассмотрены теоретическая возможность и различные современные методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Литература:

1. Бехманн Г., Багдасарьян Н.Г. Оценка техники и оценка воздействия на окружающую среду // Круглый стол в МГТУ им. Н.Э. Баумана «Динамика техносферы: социокультурный контекст». — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998.

2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Принципы самоорганизации и устойчивого совместного развития сложных систем. Сб. «Высокие технологии и современная цивилизация». — М.: ИФ РАН, 1999. — С. 45.

3. Кошмаров Ю.А. Прогнозирование опасных факторов пожара в помещении: Учеб. пособие. — М.: Академия ГПС МВД РФ, 2000. — 118 c.

4. Брушлинский Н.Н. Прогнозирование динамики пожарных рисков. Пожарные риски. Вып. 3. — М.: ФГУ ВНИИПО, 2005. — 64 с.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций — опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций возможно только на основе решения задач мониторинга. Мониторинг окружающей среды определяют как систему наблюдений и контроля, проводимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения [3]. В зависимости от масштаба чрезвычайных ситуаций различают мониторинг глобальный, региональный, импактный, базовый.

Функционирование системы мониторинга и прогнозирование чрезвычайных ситуаций обеспечивается МЧС при взаимодействии с иными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Основными задачами системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:

• оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и технического характера;

• прогнозирование возможного возникновения ЧС и их последствий на основе оперативной фактической и прогностической информации, поступающей от ведомственных и иных служб наблюдения за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

• лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;

• разработка и оценка эффективности реализации мер по предотвращению или устранению ЧС;

• разработка сценариев развития ЧС;

• информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации ЧС;

• создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам ЧС и других информационных данных [4].

В зависимости от времени упреждения стихийного бедствия прогнозы подразделяются на краткосрочные и долгосрочные.

Прогнозирование лесных и торфяных пожаров осуществляется на основе оценки синоптического прогноза состояния погоды в определенном районе, степени посещаемости лесных массивов людьми, ведения лесоразработок и т. д.

Стихийные бедствия возникают внезапно, однако, их последствия могут быть предотвращены или существенно уменьшены при осуществлении предупредительных мер:

• заблаговременного прогнозирования бедствий и их последствий;

• своевременного предупреждения населения, а в необходимых случаях организации его эвакуации;

• отгона и укрытия животных;

• вывоза материальных ценностей.

Прогнозирование ЧС техногенного характера — научно обоснованное предсказание вероятности возникновения ЧС, их развития, характера, масштабов и последствий и т. д. Предупреждение ЧС — совокупность мер законодательного, экономического, административного, технического и иного характера, осуществляемых в рамках единой государственной политики на республиканском, областном и местном уровнях, направленных на выявление и изучение причин возникновения ЧС и условий, им способствующих, на разработку и реализацию мер, обеспечивающих их устранение или нейтрализацию [1].

На основании прогнозирования и оценки возможных последствий ЧС, при необходимости в определенное время производится оповещение населения о надвигающейся опасности стихийного бедствия, о случившейся аварии или катастрофе, представляющих опасность для населения.

Целью независимой пожарно-технической экспертизы является установление обстоятельств возникновения и развития горения (пожара).

Основные задачи независимой пожарно-технической экспертизы: определение места и времени возникновения первоначального горения (очага пожара), направления распространения горения, других особенностей пожара; установление механизма возникновения и развития горения; выявление обстоятельств, способствующих возникновению и развитию пожара.

Кроме исследования уже произошедших пожаров, в задачи пожарнотехнической экспертизы часто входит предотвращение потенциальных возгораний, т. е. оценка соответствия объекта пожарным нормам и оценка пожарного риска. Пожарная безопасность любого объекта как жилого, так и нежилого помещения считается обеспеченной тогда, когда полностью выполнены требования пожарной безопасности, и пожарный риск минимален.

Для решения этой задачи пожарнотехническая экспертиза производит:

• изучение строительных сооружений, проектов и рабочих чертежей;

• проверку соответствия объектов противопожарным нормам, определение состояния противопожарной защиты объектов;

• разработку пожарной декларации для зданий различного назначения;

• независимую оценку пожарных рисков;

• аудит пожарной безопасности;

• разработку рекомендаций по вопросам пожарной безопасности.

Независимая оценка пожарного риска или аудит пожарной безопасности включает в себя несколько шагов: сопоставление фактического состояния объекта с требованиями норм; определение существующих рисков; оценка этих рисков; техническая оценка существующих мероприятий и систем обеспечения безопасности; предложения по повышению уровня защищенности. А заключение содержит результаты проведения независимой оценки пожарного риска, выводы о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, а в случае невыполнения — рекомендации о принятии мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Если говорить о пожарно-технической экспертизе в части экспертизы пожарной безопасности, самым точным будет такое определение: экспертиза пожарной безопасности объекта — это оценка соответствия объекта пожарной экспертизы предъявляемым к нему требованиям пожарной безопасности, результатом которой является заключение.

При этом пожарная безопасность достигается возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара. При этом правильно говорить о системе противопожарной защиты как о комплексе организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты.

Пожарно-техническое обследование — это комплекс мероприятий, который позволяет оценить уровень пожарной безопасности объекта защиты. Пожарно-техническое обследование объекта защиты обычно проводится в рамках процедуры пожарного аудита. Обследование объекта проводится экспертами с целью получения полной и объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта.

Методика проведения пожарнотехнического обследование объекта включает в себя комплекс специальных экспертиз: экспертизу генерального плана объекта, внутренней планировки здания, противопожарных преград, эвакуационных путей и выходов, противодымной защиты здания, вентиляционных систем, противовзрывной защиты здания, а также экспертизу технических решений.

Расчет пожара (прогнозирование опасных факторов) необходим для оценки своевременности эвакуации и разработке мероприятий по ее совершенствованию, при создании и совершенствовании систем сигнализации, оповещения и тушения пожаров, при разработке планов пожаротушения (планирования боевых действий пожарных подразделений при пожаре), для оценки фактических пределов огнестойкости, проведении пожарно-технических экспертиз и других целей. Для прогнозирования опасных факторов пожара в настоящее время используются интегральные (прогноз средних значений параметров состояния среды в помещении для любого момента развития пожара), зонные (прогноз размеров характерных пространственных зон, возникающих при пожаре в помещении и средних значений параметров состояния среды в этих зонах для любого момента развития пожара. Примеры зон — припотолочная область, восходящий над очагом горения поток нагретых газов и область незадымленной холодной зоны) и полевые (дифференциальные) модели пожара (прогноз пространственно-временного распределения температур и скоростей газовой среды в помещении, концентраций компонентов среды, давлений и плотностей в любой точке помещения). Отсутствие специфического метода оценки техники и обращение к широкому спектру прогностических и аналитических методов, разработанных и применяемых в других областях исследований, представляется на первый взгляд очень серьезным недостатком, ставящим под сомнение само право оценки техники на существование. Оценка техники не основана на какой‑либо каузалистической теории; она не имеет и единой методологии, хотя «рамочным» для большинства исследований техники является системный подход [2].

Центральное управление Ростехнадзора провело плановую выездную проверку ОАО «Пожтехника»

Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) завершило проведение плановой выездной проверки ОАО «Пожтехника». Цель проверки — контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, Технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением».

В ходе проверки выявлено 38 нарушений обязательных требований промышленной безопасности. По результатам проверки составлен акт и выдано предписание с указанием конкретных сроков устранения выявленных нарушений. ОАО «Пожтехника» и 1 должностное лицо привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП Российской Федерации с назначением административного наказания в виде штрафа на общую сумму 200 тыс. руб.

www. cntr.gosnadzor.ru

Язык статьи:
Действия с выбранными: