Прогнозирование чрезвычайных ситуаций — опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций возможно только на основе решения задач мониторинга. Мониторинг окружающей среды определяют как систему наблюдений и контроля, проводимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения [3]. В зависимости от масштаба чрезвычайных ситуаций различают мониторинг глобальный, региональный, импактный, базовый.
Функционирование системы мониторинга и прогнозирование чрезвычайных ситуаций обеспечивается МЧС при взаимодействии с иными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Основными задачами системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:
• оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и технического характера;
• прогнозирование возможного возникновения ЧС и их последствий на основе оперативной фактической и прогностической информации, поступающей от ведомственных и иных служб наблюдения за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
• лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
• разработка и оценка эффективности реализации мер по предотвращению или устранению ЧС;
• разработка сценариев развития ЧС;
• информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации ЧС;
• создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам ЧС и других информационных данных [4].