Прогноз развития системы образования разработан на среднесрочный период до 2025 года на основании анализа сформировавшихся тенденций в отрасли с 2017 по 2021 год и с учетом данных демографического прогноза населения Российской Федерации. Прогноз сформирован по уровням образования и включает описание динамики и тенденций изменения контингента обучающихся и педагогических работников, а также факторов, влияющих на данные процессы.
Прогноз средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций1 учитывал данные прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов и был сопоставлен с динамикой роста средней заработной платы в экономике, представленной Минэкономразвития России, с корректировкой на разницу в величине инфляции по оценкам Минэкономразвития России и Минфина России (то есть динамика роста заработной платы была увеличена на 5,2% в год по отношению к динамике роста заработной платы в экономике по данным Минэкономразвития России).
Прогноз численности обучающихся по образовательным программам высшего образования на среднесрочную перспективу до 2025 года строился с учетом изменения численности выпускников общеобразовательных школ, выпускников образовательных организаций СПО, КЦП, а также влияния экономической и политической ситуации в стране.
В период 2022-2025 годов ежегодная численность выпускников общеобразовательных школ, завершивших обучение по программам среднего общего образования (выпускники 11–12-х классов), ожидается стабильно растущей. Численность обучающихся по программам СПО в период 2018–2021 годов постоянно возрастала (в 2019 году — на 113,3 тыс. человек, в 2020 году — на 216,6 тыс. человек, в 2021 году на 97,5 тыс. человек), в связи с чем на период 2022–2025 годов прогнозируется рост в пределах 100– 120 тыс. человек в год.
Доля выпускников общеобразовательных организаций текущего года в общем приеме на обучение по программам бакалавриата составляет 49%, по программам специалитета — 60%. Доля выпускников образовательных организаций СПО в числе поступающих на обучение по программам бакалавриата составляет 16%, по программам специалитета — 12%. Таким образом, можно говорить о росте общей численности выпускников образовательных организаций данных уровней образования, которые составляют основную долю поступающих в вузы. Это позволяет ожидать смены тренда на рост числа поступающих в вузы в 2022 году. Новому тренду также должны способствовать мероприятия, направленные на увеличение объемов КЦП и их рациональное распределение по вузам.