По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.27:331.522

Прогноз потребностей экономики в квалифицированных кадрах*

Гретченко А.И. д-р экон. наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, директор, НИИ «Новая экономика и бизнес», РЭУ им. Г.В. Плеханова
Гретченко А.А. канд. экон. наук, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Рассматриваются концептуальные подходы к обеспечению сбалансированности спроса на квалифицированные кадры и их предложения на рынке труда. Раскрывается возрастающая роль системы высшего образования в подготовке и удовлетворении потребностей отечественной экономики в квалифицированных кадрах. Анализируются и формализуются алгоритмы прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах в условиях рыночной экономики, уточняется понятийный аппарат.

Литература:

1. Алексеева Т.В. Обучение студентов с использованием облачных технологий // Славянский форум. — 2012. — № 1 (1). — С. 101–107.

2. Ахмадиев Б.А., Манахов С.В., Гретченко А.А., Гретченко А.И. Инновационное развитие и экономический рост // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2016. — № 1. — С. 35–38.

3. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. — М.: КНОРУС, 2016. — 430 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.knorus.ru/upload/knorus_new/ pdf/10069.pdf (Дата обращения: 29.09.2016).

4. Вознесенская М.Е. Моделирование образовательных проектов // Славянский форум. — 2012. — № 1 (1). — С. 122–127.

5. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Институционализация коррупции в образовании // Наука и практика. — 2013. — № 4 (12). — С. 26–34.

6. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Роль университетских инновационных интегрированных структур в укреплении сотрудничества вузов с высокотехнологичными компаниями // Вестник Академии военных наук. — 2012. — № 3(40). — С. 26–30.

7. Зуев В.М., Гретченко А.И. Проблемы высшего образования в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» // Экономика образования. — 2013. — № 2. — С. 48–54.

8. Князева М.Д., Филатов А.Н. Организация образовательной деятельности космического центра // Славянский форум. — 2015. — № 2 (8). — С. 113–121.

9. Ковальчук А.К., Шайтура С.В. Модернизация высшей школы // Славянский форум. — 2012. — № 1 (1). — С. 16–20.

10. Кулагин В.П. Рынок образовательных услуг: особенности, состояние // Славянский форум. — 2012. — № 2 (2). — С. 18–21.

11. Мадьяров А.А. К Вопросу об анализе отрасли образования // Славянский форум. — 2015. — № 1 (7). — С. 156–161.

12. Оленев Л.А. Автоматизация процессов управления деятельностью факультета повышения квалификации РЭУ им. Г.В. Плеханова с использование веб-технологий // Славянский форум. — 2015. — № 3 (10). — С. 210–215.

13. Плаксунова Т.А. Нанообразование в перспективах модернизации высшего образования // Славянский форум. — 2013. — № 1 (3). — С. 225–230.

14. Соколова Т.А. Облачные вычисления в образовании — новые горизонты возможностей // Славянский форум. — 2014. — № 2 (6). — С. 122–128.

15. Социальное партнерство в сфере высшего профессионального образования России: институциональные и организационно-управленческие аспекты: Монография / Под общ. ред. Гришина В.И. — М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2013. — 242 с.

16. Храбров К.Г., Шайтура С.В. Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг в Болгарии // Славянский форум. — 2013. — № 2 (4). — С. 201–206.

Квалифицированные кадры являются ключевым фактором для развития национальной экономики. Поэтому на протяжении последних десятилетий многие страны вкладывали значительные средства в подготовку квалифицированных кадров. Для данной категории работников это позволяет трудоустройство, получение дохода от их трудовой деятельности, социальные права и возможность мобильности. Для бизнеса — являются одним из основных компонентов производительности труда, конкурентоспособности и инновационного потенциала. Для всего общества общий уровень образованности и профессиональных умений означает более высокий уровень жизни, повышение уровня услуг, предоставляемых государством, и более активное и открытое общество [7, 10, 11]. В целом же, подготовка квалифицированных кадров и применение ими своих профессиональных умений считается важным условием получения достойно оплачиваемой работы, создания рабочих мест и повышения конкурентоспособности.

Образование2 играют ключевую роль в подготовке квалифицированных кадров, способных постоянно развивать свои умения и навыки на протяжении всей жизни и адаптироваться к быстро меняющимся требованиям и условиям рынка труда. Важно также подчеркнуть, что улучшение баланса спроса на квалифицированные кадры и их предложения в равной степени определяется надлежащим функционированием рынка труда. Закостенелость в функционировании рынка труда может создать препятствия для надлежащей мобилизации и использования подготовленных кадров. Например, негибкие механизмы установления заработной платы дают ошибочные сигналы участникам рынка труда касательно соотношения спроса и предложения на данную категорию работников и искажают стимулы для их применения — это все является важным фактором, который может препятствовать надлежащему сбалансированию спроса и предложения на высококвалифицированных специалистов [2,16].

Другими факторами, которые подобным образом препятствуют достижению сбалансированности спроса и предложения, являются часто встречающаяся практика приема на работу в отношении, например, женщин, молодежи, неразвитость инфраструктуры служб занятости и агентств по трудоустройству, недостаточные меры поддержки географической мобильности.

Для Цитирования:
Гретченко А.И., Гретченко А.А., Прогноз потребностей экономики в квалифицированных кадрах*. Конструкторское Бюро. 2016;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: