Задолго до регламентации профессиональных стандартов на уровне федеральных законов исполнительные органы подготовили почву для внедрения системы профессиональной стандартизации работников. Так, еще в начале 2013 г. Правительством РФ было утверждено постановление «О правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» [4].
Этим постановлением были обозначены направления использования работодателями профессиональных стандартов1, а именно в процессе: формирования кадровой политики и управления персоналом; организации обучения и аттестации работников; разработки должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам; установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.
Вопросы применения профессиональных стандартов были рассмотрены нами в публикациях2.
С 1 июня 2016 г. правовая регламентация порядка применения профессиональных стандартов вышла на совершенно иной уровень, что порождает новые вопросы практики их применения и требует разъяснений.
Как следует из ст. 195.3 ТК РФ, работодатели обязаны применять профессиональные стандарты только к тем работникам, определенный уровень квалификации которых установлен федеральным законом или другим нормативно-правовым актом федерального уровня.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ наименования в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках либо профессиональных стандартах, если федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях (по профессиям, специальностям). Указанные соответствия должны быть учтены в обязательном порядке, если это предусмотрено федеральным законом, например, при составлении штатного расписания, при заполнении трудовой книжки работника, при изменении тарифного разряда в части наименования должности работника.