Популяризация философии среди старшеклассников — традиционная задача кафедры философии и культурологии Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ). Эта деятельность осуществляется с 2011 г. в форме Сократовского клуба и ежегодных с 2013 г. Дней науки ПетрГУ. В качестве нового формата профориентационной работы со старшеклассниками с 2016 г. преподавателями кафедры был избран лекторий «Человек в мире науки и техники». Апробация лектория осуществлялась на базе университета с десятиклассниками Державинского лицея конструкторско-технологического профиля. По своему содержанию лекторий представляет собой начальный курс по освоению основ философии науки и техники и адресован ученикам, заинтересованным научно-техническим творчеством.
Поскольку реалии современного динамичного мира свидетельствуют о беспрецедентном влиянии науки и техники на человека, современному подростку важно определить значимость этого феномена не на уровне обыденного сознания, а в связи с научным знанием. Может ли техника относиться к жизни духа? По мнению Николая Александровича Бердяева, техника для учёного, делающего научные открытия, для инженеров, делающих изобретения, может стать главным содержанием и целью жизни. Но подмена целей жизни техническими средствами может означать умаление и угасание духа.
«Техническое орудие по природе своей гетерогенно как тому, кто им пользуется, так и тому, для чего им пользуются, гетерогенно человеку, духу и смыслу»1. С этим связана роковая роль господства техники в человеческой жизни. Одно из определений человека как homo faber — существо, изготовляющее орудие, которое так распространено в историях цивилизаций, уже свидетельствует о подмене целей жизни средствами жизни. Техника обладает такой силой в нашем мире совсем не потому, что является верховной ценностью.
Вместе с преподавателями кафедры старшеклассники анализируют многообразные подходы гуманитаристики к оценке техники в условиях информатизации и глобализации мирового сообщества. Собственно философия техники не только исследует её феномен, но и определяет место в общественном развитии в исторической динамике, выявляя актуальные проблемы этического, эстетического, экологического и антропологического характера.