По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.14

Профильные учебно-педагогические направления сотрудничества вузов с электротехническими предприятиями Приволжского федерального округа

Ипполитов В. А. руководитель Инженерного центра, НИУ "Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева" (ООО «ТСН-электро», г. Нижний Новгород)
Васенин А. Б. зав. группой АСУ ТП, НИУ "Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева" (ООО «ТСН-электро», г. Нижний Новгород)
Степанов С. Е. канд. техн. наук, ведущий инженер Инженерного центра, НИУ "Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева" (ООО «ТСН-электро», г. Нижний Новгород)
Крюков О. В. д-р техн. наук, заместитель директора по науке, НИУ "Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева" (ООО «ТСН-электро», г. Нижний Новгород)
Гуляев И. В. д-р техн. наук, руководитель, НОЦ «Энергоэффективные двигатели двойного питания», НИУ "МГУ им. Н. П. Огарева", г. Саранск

Проанализировано состояние и перспективы инновационного развития подходов к учебному и научно-техническому сотрудничеству ведущих университетов страны и предприятий электроэнергетической отрасли по подготовке и переподготовке кадров. Рассмотрены основные направления учебно-инновационного взаимодействия новых форм обучения вузов и проектно-производственных предприятий электротехнического профиля по повышению качества подготовки специалистов инженерного уровня для основных подразделений организаций.

Современный топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России столкнулся с серьезными вызовами, связанными с усложнением производственных объектов и средств управления ими, с одной стороны, и недостаточной готовностью технологического персонала к работе в новых условиях — с другой [1-3]. Технологии и средства управления непрерывно усложняются, производственные риски возрастают, а попытки их преодолеть приводят к дальнейшему усложнению систем АСУ ТП [4-7]. Выйти за пределы этого замкнутого круга можно только за счет качественного прорыва в подготовке специалистов в инновационных и бурно развивающихся отраслях промышленности, каковым и является ТЭК [8-10].

Главная роль в развитии инновационной экономики государства принадлежит, несомненно, высшей технической школе, которая призвана обеспечивать [11-13]:

• наличие современных фундаментальных естественно-научных знаний, обеспечивающих мобильность саморазвития специалиста в различных прикладных направлениях;

• опережающую практику подготовки специалистов по инженерно-техническим и научным специальностям, способных в дальнейшем создать технологическую основу поступательного развития отрасли. Учить надо тому, что будет, а не тому, что было и есть;

• формирование нового содержания технологической, гуманитарной, информационной, экологической и экономико-управленческой подготовки инженерных кадров;

• изменение менталитета преподавателей для научно-образовательного процесса, рассматривающих студента не как объект, а как субъект образования, который обладает умением самостоятельно решать поисковые задачи, формирует культуру инновационной экономики в логической цепочке создания новых знаний, трансформирования их в высокие энергосберегающие технологии для организации производства конкурентоспособной продукции и ее реализации в товарах, новых технологиях, услугах;

• студент должен быть готов и стимулирован к самообучению и самообразованию, стремиться к получению знаний в течение всей своей жизни, что требует реализации иных моделей инженерно-технических специальностей, а, следовательно, изменения техники, технологии, форм и методов управления образовательным процессом.

Для Цитирования:
Ипполитов В. А., Васенин А. Б., Степанов С. Е., Крюков О. В., Гуляев И. В., Профильные учебно-педагогические направления сотрудничества вузов с электротехническими предприятиями Приволжского федерального округа. Электроцех. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: