Современный топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России столкнулся с серьезными вызовами, связанными с усложнением производственных объектов и средств управления ими, с одной стороны, и недостаточной готовностью технологического персонала к работе в новых условиях — с другой [1-3]. Технологии и средства управления непрерывно усложняются, производственные риски возрастают, а попытки их преодолеть приводят к дальнейшему усложнению систем АСУ ТП [4-7]. Выйти за пределы этого замкнутого круга можно только за счет качественного прорыва в подготовке специалистов в инновационных и бурно развивающихся отраслях промышленности, каковым и является ТЭК [8-10].
Главная роль в развитии инновационной экономики государства принадлежит, несомненно, высшей технической школе, которая призвана обеспечивать [11-13]:
• наличие современных фундаментальных естественно-научных знаний, обеспечивающих мобильность саморазвития специалиста в различных прикладных направлениях;
• опережающую практику подготовки специалистов по инженерно-техническим и научным специальностям, способных в дальнейшем создать технологическую основу поступательного развития отрасли. Учить надо тому, что будет, а не тому, что было и есть;
• формирование нового содержания технологической, гуманитарной, информационной, экологической и экономико-управленческой подготовки инженерных кадров;
• изменение менталитета преподавателей для научно-образовательного процесса, рассматривающих студента не как объект, а как субъект образования, который обладает умением самостоятельно решать поисковые задачи, формирует культуру инновационной экономики в логической цепочке создания новых знаний, трансформирования их в высокие энергосберегающие технологии для организации производства конкурентоспособной продукции и ее реализации в товарах, новых технологиях, услугах;
• студент должен быть готов и стимулирован к самообучению и самообразованию, стремиться к получению знаний в течение всей своей жизни, что требует реализации иных моделей инженерно-технических специальностей, а, следовательно, изменения техники, технологии, форм и методов управления образовательным процессом.