По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.14

Профильные учебно-педагогические направления сотрудничества вузов с электротехническими предприятиями Приволжского федерального округа

Ипполитов В. А. руководитель Инженерного центра
Васенин А.Б. зав. группой АСУ ТП
Степанов С.Е. канд. техн. наук, ведущий инженер Инженерного центра
Крюков О.В. д-р техн. наук, заместитель директора по науке, НИУ "Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева" (ООО «ТСН-электро», г. Нижний Новгород)
Гуляев И.В. д-р техн. наук, руководитель, НОЦ «Энергоэффективные двигатели двойного питания», НИУ "МГУ им. Н.П. Огарева", г. Саранск

Проанализировано состояние и перспективы инновационного развития подходов к учебному и научно-техническому сотрудничеству ведущих университетов страны и предприятий электроэнергетической отрасли по подготовке и переподготовке кадров. Рассмотрены основные направления учебно-инновационного взаимодействия новых форм обучения вузов и проектно-производственных предприятий электротехнического профиля по повышению качества подготовки специалистов инженерного уровня для основных подразделений организаций.

Литература:

1. Баранов В. Г., Милов В. Р., Крюков О. В. Направления учебно-инновационного сотрудничества технического университета с предприятиями // Автоматизация в промышленности. — 2010. — № 2. — С. 60-63.

2. Владимиров А.И. Инновации и традиции в подготовке кадров для нефтегазовой отрасли // Газовая промышленность. — 2014. — № 2. — С. 8-9.

3. Крюков О. В. Формы учебного сотрудничества технических университетов с нефтегазовыми предприятиями // Профессорский журнал. Серия: Технические науки. — 2019. — № 1 (1). — С. 46-56.

4. Belousov A. S., Valtchev S., Kryukov O.V. Development of a control algorithm for three-phase inverter in two-phase electric drives reducing the number of commutations // В сборнике: Proceedings — 20191st International Conference on Control Systems, Mathematical Modelling, Automation and Energy Efficiency, SUMMA 2019. — 2019. — Р. 444-449.

5. Крюков О. В. Принципы малолюдных технологий в организации работы электроприводных компрессорных станций // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. — 2014. — № 4. — С. 10-13.

6. Kryukov O., Gulyaev I., Teplukhov D. Optimize of parallel operation several electric driven gas pumping units on a single gas pipeline // В сборнике: Proceedings — 20213rd International Conference on Control Systems SUMMA 2021. — 2021. — Р. 1070-1074.

7. Крюков О. В., Гуляев И. В., Сычев М. Н., Сычев Н. И., Еразумов М. И. Энергоэффективность и автоматизация электрооборудования компрессорных станций // Москва — Вологда, 2022.

8. Kryukov O. V. Energy efficient power supply systems of oil and gas pipelines electric drives // Bulletin of South Ural State University. Series: Power Engineering. — 2017. — V. 17. — N 3. — P. 102-110.

9. Воеков В. Н., Крюков О. В. Вентильный электропривод для погружных нефтяных насосов с импульсным повышающим преобразователем напряжения в звене постоянного тока ПЧ и релейным управлением инвертором напряжения // Вестник ЮУрГУ. Серия: Энергетика. — 2020. — Т. 20. — № 2. — С. 110-119.

10. Kryukov O. V. Modern systems of outdoor illumination for compressor stations // Light & Engineering. — 2016. — V. 24. — N 2. — P. 128–131.

11. Туганов Р. Б., Бычков Е. В. Системы информационного обеспечения сквозной подготовки кадров для отраслевых институтов // В сборнике: Информационные системы и технологии ИСТ-2018. — Материалы докладов XХIV МНТК. — 2018. — С. 654–660.

12. Крюков О. В. Базовая система подготовки оперативного персонала газотранспортных предприятий // Автоматизация и IT в нефтегазовой области. — 2019. — № 4. — С. 4–10.

13. Афанасьева Е.П., Крюков О. В., Бычков Е. В. Профильная подготовка кадров в технических университетах для электротехнических предприятий топливно-энергетического комплекса // Автоматизация и IT в энергетике. — 2021. — №8 (145). — С. 52-59.

14. Крюков О. В. Организация учебно-научного сотрудничества технических университетов с предприятиями нефтегазового комплекса // В сборнике: Труды IX Международной (XX Всероссийской) конференции по автоматизированному электроприводу АЭП-2016. — С. 560-564.

15. Сколкова И. Н., Крюков О. В., Гуляев И. В. Научно-педагогические направления сотрудничества вузов с электротехническими предприятиями Приволжского федерального округа // Автоматизация и IT в энергетике. — 2022. — № 11 (145). — С. 46-53.

16. Крюков О. В., Макриденко Л. А., Волков С. Н. Мониторинг и прогнозирование технического состояния электромеханических систем энергетики // М.: АО «ВНИИЭМ», 2017.

17. Степанов С. Е., Васенин А. Б., Крюков О. В. Цифровое моделирование синхронных электрических машин при работе на турбокомпрессорную нагрузку // Наука и техника в газовой промышленности. — 2020. — № 4 (84). — С. 84-90.

18. Сайт Мордовского госуниверситета им Н. П. Огарева. Режим доступа: https://mrsu.ru/.

19. Реализованные проекты ООО «ТСН-электро». Режим доступа: https://www.tcn-nn.ru/.

20. Кононенко А. Б., Косоротов А. А., Крюков О. В. Расширение функциональных возможностей автоматизации и мониторинга распределительных устройств КТП «Каскад» // Автоматизация и IT в энергетике. — 2020. — № 12. — С. 26-31.

21. Груздев В. В., Волков А. С., Крюков О. В. Методологический подход к прогнозированию технического состояния трансформаторов распределительных устройств // Автоматизация и IT в энергетике. — 2021. — № 1 (138). — С. 14-19.

22. Васенин А. Б., Степанов С. Е., Крюков О. В. Система интеллектуального мониторинга состояния магистрального газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» // Автоматизация и IT в нефтегазовой области. — 2019. — № 2 (36). — С. 40-53.

23. Kryukov O., Gulyaev I., Teplukhov D. Invariant automatic control system for a group of fans in gas air cooling devices by means of energy efficiency algorithms // В сборнике: 202011th International Conference on Electrical Power Drive Systems, ICEPDS 2020 — Proceedings. — 11. — 2020. — Р. 924-927.

24. Ипполитов В. А., Овсянников С. А., Крюков О. В. Приводной механизм выдвижного блока низковольтного шкафа // Патент на полезную модель RU 213235 U1, 30.08.2022. Заявка № 2022100585 от 13.01.2022.

25. Кононенко А.Б., Косоротов А.А., Крюков О.В. Программное обеспечение «КАСКАД SOFT» для систем автоматического ввода резерва на базе программируемых логических контроллеров и автоматических выключателей // С-во о регистрации программы для ЭВМ RU 2021662359, 27.07.2021. Заявка №2021661554 от 21.07.2021.

Современный топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России столкнулся с серьезными вызовами, связанными с усложнением производственных объектов и средств управления ими, с одной стороны, и недостаточной готовностью технологического персонала к работе в новых условиях — с другой [1-3]. Технологии и средства управления непрерывно усложняются, производственные риски возрастают, а попытки их преодолеть приводят к дальнейшему усложнению систем АСУ ТП [4-7]. Выйти за пределы этого замкнутого круга можно только за счет качественного прорыва в подготовке специалистов в инновационных и бурно развивающихся отраслях промышленности, каковым и является ТЭК [8-10].

Главная роль в развитии инновационной экономики государства принадлежит, несомненно, высшей технической школе, которая призвана обеспечивать [11-13]:

• наличие современных фундаментальных естественно-научных знаний, обеспечивающих мобильность саморазвития специалиста в различных прикладных направлениях;

• опережающую практику подготовки специалистов по инженернотехническим и научным специальностям, способных в дальнейшем создать технологическую основу поступательного развития отрасли. Учить надо тому, что будет, а не тому, что было и есть;

• формирование нового содержания технологической, гуманитарной, информационной, экологической и экономико-управленческой подготовки инженерных кадров;

• изменение менталитета преподавателей для научно-образовательного процесса, рассматривающих студента не как объект, а как субъект образования, который обладает умением самостоятельно решать поисковые задачи, формирует культуру инновационной экономики в логической цепочке создания новых знаний, трансформирования их в высокие энергосберегающие технологии для организации производства конкурентоспособной продукции и ее реализации в товарах, новых технологиях, услугах;

• студент должен быть готов и стимулирован к самообучению и самообразованию, стремиться к получению знаний в течение всей своей жизни, что требует реализации иных моделей инженерно-технических специальностей, а, следовательно, изменения техники, технологии, форм и методов управления образовательным процессом.

Для Цитирования:
Ипполитов В. А., Васенин А.Б., Степанов С.Е., Крюков О.В., Гуляев И.В., Профильные учебно-педагогические направления сотрудничества вузов с электротехническими предприятиями Приволжского федерального округа. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: