По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Профили риска стремятся к интеграции

Титов А. А. заместитель начальника, Главное управление «Центр мониторинга и оперативного контроля», Федеральная таможенная служба

Представитель ФТС России информирует о работе по созданию единых стандартов таможенного контроля в рамках ЕАЭС и Союзного государства.

В стратегию до 2030 и 2045 гг. (Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 г. и на период до 2045 г. «Евразийский экономический путь». — Прим. ред.) мы закладываем гораздо большую интеграцию процессов по унификации индикаторов риска, профилей риска. Почему? Потому что надо создавать единые стандарты таможенного контроля на всей территории ЕАЭС, и понятно, что система управления рисками здесь играет ключевую роль. Если говорить о технологиях в наш век цифровизации, мы, конечно, держим, что называется, «руку на пульсе». И применение инспекционно-досмотровых комплексов не является исключением, здесь мы тоже внедряем и планируем внедрение новых технологий. Сегодня мы реализовали разделение процесса сканирования непосредственно объектов контроля и анализа снимков ИДК, то есть один инспектор непосредственно занимается самим сканированием, другой сотрудник (может быть, более квалифицированный и наученный) анализирует снимки. Опытная эксплуатация данной технологии, которая была внедрена нами еще с 2022 г. в морских и автомобильных пунктах пропуска, показала определенные положительные результаты. Первое — существенное сокращение времени осмотра за счет разделения этих процессов и налаживание электронного взаимодействия между двумя лицами, которые проводят осмотр. Например, в морских портах сроки осмотра сократились в 7 раз, что достаточно существенно. Второй фактор, который очевиден и положителен, — снижение коррупционных рисков по сравнению с тем, когда один сотрудник сам смотрит и принимает решение, находится объект под подозрением или нет. Опытная эксплуатация технологии завершается в декабре 2023 г., и, учитывая такие положительные результаты, мы нацелены на то, чтобы тиражировать и распространять ее на другие объекты.

Помимо развития технологий мы, конечно, не забываем об оснащенности пунктов пропуска современным оборудованием. Я сейчас говорю про инспекционно-досмотровые комплексы. К числу наиболее эффективных инфраструктурных решений относятся т. н. портальные ИДК. В 2023 г. мы начали эксперимент: сначала проводили демонстрационные испытания портального ИДК, сейчас идет полугодовая опытная эксплуатация. Мы смотрит все плюсы и минусы и что нам нужно доработать в этой технологии. Уже сейчас, на первом этапе, мы видим определенные положительные моменты. Во-первых, это значительный рост наших возможностей по повышению охвата объектов контроля, когда транспортные средства проезжают спокойно, с минимальным замедлением. Дальнейшую перспективу мы видим в том, что важным условием органичного встраивания портальных ИДК в процесс таможенного контроля является вопрос, который нужно решать, по автоматическому анализу снимков ИДК, поскольку количество объектов контроля многократно увеличивается. И надо сказать, определенные наработки по технологии автоматического анализа снимков ИДК сегодня у нас есть. Мы реализовали такой функционал, который в автоматическом режиме позволяет определять неоднородности в снимках ИДК, соответственно, подсказывает инспектору, на какие области нужно обратить внимание. На сегодняшний день программа позволяет распознавать около 50 категорий товаров без участия инспектора: машина подсказывает, что это за товар, и три типа предметов, таких как кокаин, стрелковое оружие, сигареты. Для этого в библиотеку данных на сегодняшний день загружен массив более чем 320 тыс. снимков, что позволяет машине сравнивать текущий объект контроля с эталонной базой.

Для Цитирования:
Титов А. А., Профили риска стремятся к интеграции. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: