В современном мире и в нашем российском сообществе в условиях социально-экономической нестабильности, высокой стрессогенности и конкуренции на рынке труда растут требования, предъявляемые к профессионализму медицинского персонала. Эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и выполнять социальные функции трудно, что может приводить к развитию неблагоприятных эмоциональных состояний у медицинских работников.
Одной из важных задач медицинской психологии, психологии управления и психологии труда является исследование специфических социально-психологических факторов в развитии синдрома эмоционального выгорания среди профессионалов разных областей труда и разработка программ по его предупреждению и коррекции. Изучению синдрома эмоционального выгорания как одной из форм профессиональной деформации у медицинских работников посвящено немало исследований [1, 2, 3, 4, 8, 9], однако и сегодня ранняя диагностика синдрома эмоционального выгорания, изучение механизмов его развития и создание надежных, эффективных методик его профилактики и коррекции — актуальная задача в стратегии управления персоналом в медицинском учреждении.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) возникает в ситуациях напряжения и интенсивной профессиональной деятельности, а также под влиянием множества внешних и внутренних факторов, действующих на среднего медицинского работника. Такое состояние проявляется «приглушением» эмоций, исчезновением остроты чувств и переживаний, увеличением числа конфликтов с партнерами по общению. СЭВ может проявляться равнодушием и отгороженностью от пациентов и других людей, потерей ощущения ценности жизни, утратой веры в собственные силы.
Цель исследования — выявить показатели эмпатии и развитие синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер и разработать программу психологической коррекции и психопрофилактики СЭВ.
Объект исследования — показатели эмпатии и стадии развития синдрома эмоционального выгорания медицинских работников.