По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253.1:005.958

Профилактика конфликтов в лечебно-профилактических организациях

Луцевич Игорь Николаевич заведующий кафедры гигиены медико-профилактического факультета, ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России, д-р мед. наук, профессор, Саратов, е-mail: ilutsevich@yandex.ru
Горчаков Дмитрий Александрович ММУП «Лечебно-консультативный центр г. Саратова», главный врач, канд. мед. наук, Саратов, е-mail: lkcsar@yandeх. ru
Логашова Наталья Борисовна ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России, канд. биол. наук, доцент кафедры гигиены медико-профилактического факультета, Саратов, е-mail: gigienampf@mail.ru
Каракотина Ирина Александровна ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России, ассистент кафедры гигиены медико-профилактического факультета, Саратов, е-mail: gigienampf@mail.ru
Барегамян Лилит Артуровна ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России, студентка 6-го курса медико-профилактического факультета, Саратов, е-mail: gigienampf@mail.ru

В статье представлен анализ личностных профилей медицинских работников в результате исследования с использованием метода семантического дифференциала. Определена роль руководителя медицинской службы в управлении конфликтными ситуациями в профессиональной среде медицинских работников в целях предотвращения дезорганизационных последствий социального взаимодействия в лечебно-профилактическом учреждении.

Литература:

1. Бабосов Е.М. Конфликтология. — Минск, 2000. — 464 с.

2. Скотт Д. Конфликты и пути их преодоления. — Киев, 1991. — 71 с.

3. Аникина Ю.Н., Шекунова Н.В., Тютикова Н.А. Отношения «медицинская сестра — пациент» в совершенствовании качества оказания медицинской помощи // Системная интеграция в здравоохранении. — 2013. — № 3 (21) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sys-int.ru/ru/journals/2013/3-21/otnosheniya-medicinskaya-sestra-pacientv-sovershenstvovanii-kachestva-okazaniya.

4. Этический кодекс медицинской сестры России. — М., 1997. — 27 с.

5. Российский статистический ежегодник. 2011: стат. сб. / Росстат. — М., 2014. — 693 с.

6. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2002. — С. 20–21.

Здравоохранение является важным социальным институтом и не может быть свободным от общества. Поэтому одним из ведущих факторов экономического благополучия лечебно-профилактической организации (ЛПО) в условиях рыночной экономики является качество работы медицинского персонала. В центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых, теоретиков и практиков, представителей различных научных школ и направлений находится проблема конфликтов и стрессов в современных медицинских коллективах [1]. Все большее значение приобретают прикладные аспекты — теория и практика разрешения конфликтов и снятия стрессовых ситуаций.

В основе возникновения конфликтов лежат противоречия, возникающие в процессе трудовой деятельности медицинских работников. Это могут быть противоречия, связанные с личными побуждениями медработника, противоречия ожиданий. Такие противоречия приводят к конфликтам в медицинской практике именно тогда, когда они затрагивают социальный статус медицинской группы или личности медицинского работника, их материальные или духовные ценности, их престиж, моральное, нравственное достоинство.

Неудовлетворенность организацией работы ЛПО, недостаточное оснащение ЛПО современным оборудованием, низкая заработная плата приводят к внутриличностному конфликту медицинских работников лечебно-профилактической организации и являются проявлением противоречивых внутренних побуждений, что способствует возникновению межличностных конфликтов.

Причиной высокого уровня внутреннего напряжения могут быть факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью: высокие нагрузки или недостаточная загруженность работой. Чрезмерная загруженность работой ставит медицинского работника перед проблемой, может ли он справиться с заданием. В этом случае обычно возникают беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Неблагоприятные факторы рабочей среды и трудового процесса: нерациональный микроклимат в помещении, плохое освещение или чрезмерный шум, дефицит времени, необходимость самостоятельного принятия решения и т. д., — также конфликтогенность ситуации [2].

Для Цитирования:
Луцевич Игорь Николаевич, Горчаков Дмитрий Александрович, Логашова Наталья Борисовна, Каракотина Ирина Александровна, Барегамян Лилит Артуровна, Профилактика конфликтов в лечебно-профилактических организациях. ГЛАВВРАЧ. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: