По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253.1:005.958

Профилактика и разрешение конфликтов в лечебно-профилактических организациях

Луцевич Игорь Николаевич доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гигиены медико-профилактического факультета, ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов, e-mail: ilutsevich@yandex.ru
Горчаков Дмитрий Александрович кандидат медицинских наук, главный врач, ММУП «Лечебно-консультативный центр, г. Саратов
Логашова Наталья Борисовна кандидат биологических наук, доцент кафедры гигиены медико-профилактического факультета, ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов
Каракотина Ирина Александровна ассистент кафедры гигиены медико-профилактического факультета, ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов
Барегамян Лилит Артуровна студентка 6-го курса медико-профилактического факультета, ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов

В статье представлен анализ личностных профилей медицинских работников в результате исследования с использованием метода «семантического дифференциала». Определена роль руководителя медицинской службы в управлении конфликтными ситуациями в профессиональной среде медицинских работников в целях предотвращения дезорганизационных последствий социального взаимодействия в лечебно-профилактическом учреждении.

Литература:

1. Бабосов Е.М. Конфликтология. – Минск, 2000. – 464 с.

2. Скотт Д. Конфликты и пути их преодоления. – Киев, 1991. – 71 с.

3. Аникина Ю.Н. Отношения «медицинская сестра – пациент» в совершенствовании качества оказания медицинской помощи / Ю.Н. Аникина, Н.В. Шекунова, Н.А. Тютикова // Системная интеграция в здравоохранении. – 2013. – № 3 (21).

4. Этический кодекс медицинской сестры России. – 1997. – 27 с.

5. Российский статистический ежегодник. 2011: стат. сб. / Росстат. – М., 2014. – 693 с.

6. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. – С. 20–21.

Здравоохранение является важным социальным институтом и не может быть свободным от общества. Поэтому одним из ведущих факторов экономического благополучия лечебнопрофилактической организации (ЛПО) в условиях рыночной экономики является качество работы медицинского персонала. В центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых, теоретиков и практиков, представителей различных научных школ и направлений, находится проблема конфликтов и стрессов в современных медицинских коллективах [1]. Все большее значение приобретают прикладные аспекты – теория и практика разрешения конфликтов и снятия стрессовых ситуаций.

В основе конфликтов лежат противоречия, возникающие в процессе трудовой деятельности медицинских работников. Это могут быть противоречия, связанные с личными побуждениями медработника, противоречия ожиданий. Такие противоречия приводят к конфликтам в медицинской практике именно тогда, когда они затрагивают социальный статус медицинской группы или личности медицинского работника, их материальные или духовные ценности, их престиж, моральное, нравственное достоинство.

Неудовлетворенность организацией работы ЛПО, недостаточное оснащение ЛПО современным оборудованием, низкая заработная плата приводят к внутриличностному конфликту медицинских работников лечебно-профилактической организации и являются проявлением противоречивых внутренних побуждений, что способствует возникновению межличностных конфликтов.

Причиной высокого уровня внутреннего напряжения могут быть факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью: высокие нагрузки или недостаточная загруженность работой. Чрезмерная загруженность работой ставит медицинского работника перед проблемой, может ли он справиться с заданием. В этом случае обычно возникают беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Неблагоприятные факторы рабочей среды и трудового процесса: нерациональный микроклимат в помещении, плохое освещение или чрезмерный шум, дефицит времени, необходимость самостоятельного принятия решения и т.д. – также говорят о конфликтогенности ситуации [2].

Для Цитирования:
Луцевич Игорь Николаевич, Горчаков Дмитрий Александрович, Логашова Наталья Борисовна, Каракотина Ирина Александровна, Барегамян Лилит Артуровна, Профилактика и разрешение конфликтов в лечебно-профилактических организациях. Охрана труда и техника безопасности в учреждениях здравоохранения. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: