По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.287.1 DOI:10.33920/MED-12-2301-05

Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников и педагогов

Петрова Наталия Гурьевна доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой сестринского дела, ФГБУ ВО ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, Санкт-Петербург, тел.: (812) 338 6376, E-mail: NursingDep@mail.ru

Синдром эмоционального выгорания — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Имеющиеся на сегодняшний день работы по данной проблематике построены главным образом в логике психофизиологического подхода. Между тем представляется достаточно очевидным, что в прикладном аспекте существенное значение в контексте проблемы эмоционального выгорания имеют социально-психологические факторы. профилактика должна включать как личностные аспекты (начиная с психологического обследования и заканчивая индивидуальными психологическими консультациями), так и вопросы рациональной организации труда. В личностном плане необходимы пропаганда и создание условий для физического развития, формирование высокой самооценки, уверенности в себе, своих способностях и возможностях, оптимистичных установок, культуры отдыха и опыта преодоления профессионального стресса.

Литература:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2015.

2. Булыгина В.Г., Петелина А.С. Эмоциональное выгорание у специалистов общей и судебно-психиатрической практики (аналитический обзор) // Российский психиатрический журнал. — 2013. — № 6. — С. 24–30.

3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.

4. Кмить К.В., Попов Ю.В. Эмоциональное выгорание, не связанное с профессиональным стрессом // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 2013. — № 3. — С. 3–10.

5. Козин В.А., Агибалов Т.В. Синдром эмоционального выгорания: промахи, теории, профилактика, перспективы изучения // Неврологический вестник. — 2013. — Вып. 2. — С. 44–52.

6. Лозинская Е.И., Лутова Н.Б., Вид В.Д. Системный индекс синдрома перегорания (на основе теста MBI). Методические рекомендации. — НИПНИ им. Бехтерева, 2007.

7. Львова Ю.Л. Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей. — М., 2013.

8. Лымаренко В.М. Патогенетические механизмы психовегетативных дисфункций при возрастном хроническом профессиональном стрессе у врачей поликлинических учреждений: автореф. дисс.…к.м.н. — СПб., 2013. — 23 с.

9. Макарова Т.А. Синдром эмоционального выгорания. — М.: Речь, 2010. — 381 с.

10. Незнанов Н.Г. Клиническая психотерапия в общей врачебной практике: практ. рук. — СПб.: Питер, 2008.

11. Плоткин С.Ф. Синдром эмоционального выгорания: фантом или реальность // Теория и практика охраны психического здоровья. — 2015. — № 1 (1). — С. 121–141.

12. Прикладная психодиагностика: методы и тесты. Учебное пособие / под ред. Д.Я. Райгородского. — Самара: БАХРАХ, 2008. — 676 с.

13. Чутко Л.Г., Козина Н.В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. — М.: МЕДпрессинформ, 2014. — 256 с.

14. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. Курс лекций (Изд. Феникс, Ростов-на-Дону).

15. Duru E., Duru S., Balkis M.S. Analysis of relationships among burnout, academic performance, and self regulation // Educational Sciences: Theory and Practice. — 2014. — Vol.14. — P. 1274–1283.

16. Gleichgerrht E., Decety J., Empaty in clinical practice: How individual disposition gender, and experience moderate empatic concern, burnout, and emotional distress in physicians // Plos One. — 2013. — Vol. 8. — e61526.

17. Romaci M., Ashker K. Burnout among physicians // Lybia J. of Medicine. — 2014. — Vol. 19. — 23556.

18. Oliver W. Samuel, «Aims and Objectives and Balint-Training», Journal of Balint Society, 1987.

19. Tzier A. Work stress and turnover intentions among hospital physicians: The mediating role of burnout and work satisfaction // J. of work and organizational psychology. — 2015. — Vol. 31. — P. 207–213.

20. Соколов С.Я., Замотаев И.П. Справочник по лекарственным растениям (Фитотерапия). 2-е изд., стереотипн. — М.: Медицина, 1988. — 464 с.

21. Цофина А.А. Синюха как седативное средство // Фармакология и токсикология. — 1946. — № 6. — С. 13.

22. Ali N. Role of vitamin D in preventing of COVID-19 infection, progression and severity // Journal of Infection and Public Health. 2020. — № 13 (10). — P. 1373–1380.

23. Pereira M., Damascena A.D., Azevedo L.M. G. et. al. Vitamin D deficiency aggravates COVID-19: systematic review and meta-analysis // Crit.Rev. Food. Sci. Nutr. 2020; 62 (5). — P. 1308–1316.

24. Струков В.И. Гипервитаминоз D и гиперкальциемические состояния. Когда кальций опасен? — Пенза: ГБОУ ДПО ПИУВ Минздрава России, 2014.

25. Петрова Е.В., Полубояринов П.А., Струков В.И., Елистратов Д.Г. Фитопрепарато «Нерво-Вит» как альтернатива синтетическим транквилизаторам // Современные проблемы фитотерапии и травничества. Сб. V междунар. съезда фитотерапевтов и травников. — 2019. — С. 325–329.

26. Самылина И.А., Струков В.И., Петрова Е.В. и др. Остеопротекторные свойства комбинации HDBA комплекса с витаминами D3 и B6 (Остео-Вит D3) // Фармация. — 2020. — Т. 69. — № 1. — С. 48–56.

1. Boyko V.V. The energy of emotions in communication: a look at yourself and others. — M.: Information and publishing house «Filin», 2015.

2. Bulygina V.G., Petelina A.S. Emotional burnout among specialists of general and forensic psychiatric practice (analytical review) // Russian Psychiatric Journal. — 2013. — No. 6. — pp. 24–30.

3. Vodopyanova N.E., Starchenkova E.S. Burnout syndrome: diagnosis and prevention. — St. Petersburg: Peter, 2009. — 336 p.

4. Kmit K.V., Popov Yu.V. Emotional burnout not related to professional stress // Review of psychiatry and medical psychology. — 2013. — No. 3. — pp. 3–10.

5. Kozin V.A., Agibalov T.V. Burnout syndrome: blunders, theories, prevention, prospects for study // Neurological Bulletin. — 2013. — Issue 2. — pp. 44–52.

6. Lozinskaya E.I., Lutova N.B., Vid V.D. System index of burnout syndrome (based on the MBI test). Methodological recommendations. — NIPNI im. Bekhterev, 2007.

7. Lvova Yu.L. Socio-pedagogical problems of the development of professional and social activity of teachers. — Moscow, 2013.

8. Lymarenko V.M. Pathogenetic mechanisms of psychovegetative dysfunctions in age-related chronic occupational stress in polyclinic doctors: abstract. diss….Candidate of Medical Sciences — St. Petersburg, 2013. — 23 p.

9. Makarova T.A. Emotional burnout syndrome. — M.: Speech, 2010. — 381 p.

10. Neznanov N.G. Clinical psychotherapy in general medical practice: practical hands. — St. Petersburg: Peter, 2008.

11. Plotkin S.F. Burnout syndrome: phantom or reality // Theory and practice of mental health protection. — 2015. — No. 1 (1). — pp. 121–141.

12. Applied psychodiagnostics: methods and tests. Textbook / edited by D.Ya. Raygorodsky. — Samara: BAKHRAH, 2008. — 676 p.

13. Chutko L.G., Kozina N.V. Emotional burnout syndrome. Clinical and psychological aspects. — M.: MEDpressinform, 2014. — 256 p.

14. Yasko B.A. Psychology of personality and work of a doctor. A course of lectures (Phoenix Publishing House, Rostov-onDon).

15. Duru E., Duru S., Balkis M.S. Analysis of relationships among burnout, academic performance, and self regulation // Educational Sciences: Theory and Practice. — 2014. — Vol.14. — P. 1274–1283.

16. Gleichgerrht E., Decety J., Empaty in clinical practice: How individual disposition gender, and experience moderate empatic concern, burnout, and emotional distress in physicians // Plos One. — 2013. — Vol. 8. — e61526.

17. Romaci M., Ashker K. Burnout among physicians // Lybia J. of Medicine. — 2014. — Vol. 19. — 23556.

18. Oliver W. Samuel, «Aims and Objectives and Balint-Training», Journal of Balint Society, 1987.

19. Tzier A. Work stress and turnover intentions among hospital physicians: The mediating role of burnout and work satisfaction // J. of work and organizational psychology. — 2015. — Vol. 31. — P. 207–213.

20. Sokolov S.Ya., Zamotaev I.P. Handbook of medicinal plants (Phytotherapy). 2nd ed., stereotype. — M.: Medicine, 1988. — 464 p.

21. Tsofina A.A. Sinyukha as a sedative // Pharmacology and toxicology. — 1946. — No. 6. — S. 13.

22. Ali N. Role of vitamin D in preventing of COVID-19 infection, progression and severity // Journal of Infection and Public Health. 2020. — № 13 (10). — P. 1373–1380.

23. Pereira M., Damascena A.D., Azevedo L.M. G. et. al. Vitamin D deficiency aggravates COVID-19: systematic review and meta-analysis // Crit.Rev. Food. Sci. Nutr. 2020; 62 (5). — P. 1308–1316.

24. Strukov V.I. Hypervitaminosis D and hypercalcemic conditions. When is calcium dangerous? — Penza: GBOU DPO PIUV of the Ministry of Health of Russia, 2014.

25. Petrova E.V., Poluboyarinov P.A., Strukov V.I., Elistratov D.G. Phytopreparato «Nervo-Vit» as an alternative to synthetic tranquilizers // Modern problems of phytotherapy and herbalism. Sat. V International. congress of phytotherapists and herbalists. — 2019. — pp. 325–329.

26. Samylina I.A., Strukov V.I., Petrova E.V., etc. Osteoprotective properties of the combination of HDBA complex with vitamins D3 and B6 (Osteo-Vit D3) // Pharmacy. — 2020. — Vol. 69. — No. 1. — pp. 48–56.

Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) (англ. burnout) ввел в обиход американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 г. О его актуальности и распространенности в настоящее время свидетельствует факт, упомянутый Т.А. Макаровой в работе «Синдром эмоционального выгорания»: «…в 2014 г. некоторые бельгийские работодатели внесли «выгорание на работе» в число страховых случаев, а в 2016 г. Бельгия одной из первых стран признала выгорание профессиональной травмой. Выгорание также считается поводом для оплачиваемого листка нетрудоспособности и в таких странах, как Германия, Голландия, Испания» [7].

Широкому распространению данного синдрома способствует ряд обстоятельств, важнейшим из которых является социальная нестабильность, неуверенность в своем будущем, в социальном и материальном положении, гарантированности рабочего места. Обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу [4]. Быстро меняются запросы рынка труда. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий, в т. ч. медицинских работников, учителей, ученых. Рост социально-психологической напряженности в обществе ведет к изменениям в характере социальных контактов. Согласно работе В.М. Лымаренко «Патогенетические механизмы психовегетативных дисфункций при возрастном хроническом профессиональном стрессе у врачей поликлинических учреждений», люди, не имея возможности «выплеснуть» отрицательные эмоции на работе и в семье, нередко позволяют это в учреждениях здравоохранения и образования, в которых и без того существуют условия для развития этого синдрома [6].

Традиционно более подвержены развитию СЭВ люди профессий «человек — человек», постоянно сталкивающиеся в профессиональной деятельности с необходимостью тесного общения, к числу которых относятся медики и преподаватели. Их работа (в числе прочего) связана с высокой ответственностью за здоровье и жизнь [12–14]. Она сопряжена с большой эмоциональной нагрузкой, имеет достаточно неопределенные критерии успеха, связана со стрессовыми ситуациями, в т. ч. в процессе социального взаимодействия с пациентами (учениками, студентами), проникновения в суть их проблем. При этом имеет место фактор личной незащищенности и медицинских работников, и педагогов.

Для Цитирования:
Петрова Наталия Гурьевна, Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников и педагогов. Врач скорой помощи. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: