— Владимир Григорьевич, почему по возвращении в Россию вы выбрали именно Высшую школу экономики?
— Немного истории: я родился и вырос в Москве, в 1993 году уехал в Германию, где и работал до выхода на пенсию в этом году — в Германии это обязательно по достижении 65 лет. Возвращение было запланировано давно. Уже с 2011 года я участвовал в российских проектах и понимал важность интеграции в национальную научную среду. Когда летом текущего года поступило очень интересное и перспективное предложение от Высшей школы экономики, я практически сразу согласился. Здесь создана уникальная атмосфера для реализации амбициозных планов и внедрения инновационных решений.
Особенно радует возможность взаимодействия с молодыми и талантливыми студентами, среди которых немало тех, кто выбирает академическое будущее. Совместные исследования становятся важным этапом формирования будущих поколений ученых. Наша цель в Институте ИИ и цифровых наук — сформировать сплоченную команду, объединив усилия специалистов разного уровня подготовки и создав благоприятную творческую обстановку. И уровень студентов факультета компьютерных наук полностью соответствует нашим высоким целям.
Помимо этого, внедряется и командный подход: каждый проект сопровождается работой небольшой группы, включающей одного или нескольких студентов, аспиранта либо доцента и научного руководителя. Такой подход способствует повышению эффективности научных изысканий и формированию необходимой исследовательской среды. Нам предстоит развивать и другие элементы, такие как создание рабочих групп, проведение регулярных научных семинаров, школ и конференций.
— Что изменилось в отечественном научно-исследовательском секторе в последнее время?
— Отечественный научно-исследовательский сектор стал более динамичным, явная тенденция среди молодых ученых следовать самым передовым направлениям науки, практически никакого отставания от мировых трендов. По объективным причинам научный обмен и кооперация с ведущими мировыми научными центрами затруднены. Поэтому российский рынок научных исследований и разработок ориентирован на внутреннее развитие. Но современные средства коммуникаций позволяют нам оставаться в тренде развития науки. Также среда стала более соревновательной, на мой взгляд даже слишком, везде показатели и ключевые индикаторы, все стремятся произвести больше «продукции», что бы это ни значило: статьи в журналах или топ-конференциях, гранты, практические приложения и т.д. Все ориентировано на краткосрочный эффект. К сожалению, фундаментальная наука так не работает, нужны долгосрочные программы, когда об эффективности можно будет судить лишь через несколько лет. Нужно создать для молодых привлекательные условия и долгосрочные перспективы для академической карьеры, иначе они все уйдут в индустрию, где много денег.