Всего 10 лет назад шли горячие споры о том, останется ли цифровой звук в профессиональной аудиоиндустрии или уйдет как модный писк. Цифровые приборы и технологии остались и используются всеми участниками шоу-бизнеса из-за удобства использования, дешевизны (подчас кажущейся), возможности совместного использования в комплексах разной сложности.
Вместе с тем появились неожиданные проблемы c использованием цифровых приборов. Связано это с непониманием как цифровых процессов, так и методов работы с цифровыми комплексами и данными.
Расскажу историю, которая произошла с коллегой. Пульт и stage box соединялись оптическим кабелем. По такому кабелю данные передаются с помощью светового луча. Луч должен идти по прямой линии, допускаются плавные изгибы. Техники уложили кабель лесенкой с прямыми углами, как на картинке. После резкого преломления сигнал до пульта доходил в искаженном виде, пришлось переложить кабель. Банальное незнание технологии и элементарной физики привело к потере времени, репетицию пришлось перенести.
Денис Загуменнов, звукорежиссер многих популярных проектов — мюзикл «Звуки музыки», «Фонограф» С. Жилина, «Голос» I сезон, телеканал «Культура».
Основатель курсов звукорежиссуры «Грамотный звук».
Есть общие проблемы для всех отраслей индустрии, а есть «особенные» проблемы для каждой ветви. Каждая проблема решается, важно понять, с какой стороны подойти к решению.
Но обо всем по порядку.
Разберемся, что же дали новые технологии и как перемены отразились на работе звукорежиссеров.
Мобильность. Прогресс в цифровых технологиях идет в сторону наращивания мощностей процессоров при одновременном снижении размеров и массы приборов. Вспомним мобильные телефоны. В начале двухтысячных это были увесистые агрегаты с небольшим набором функций: позвонить, отправить SMS, включить будильник. Сейчас телефон — это компьютер, который может все, при этом он умещается на ладони, работает от батарейки и управляется пальцем с экрана.