По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Профессиональный стресс у водителей

Федотова И. В. д-р мед. наук, д-р. биол. наук, Нижегородская государственная медицинская академия, 603005, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10, корп. 1
Некрасова М. М. канд. биол. наук, д-р. биол. наук, Нижегородская государственная медицинская академия, 603005, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10, корп. 1
Полевая С. А. д-р. биол. наук, Нижегородская государственная медицинская академия, 603005, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10, корп. 1
Парин С. Б. д-р биол. наук., проф., Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23
Бахчина А. В. канд. психол. наук, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23
Каратушина Д.И. Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23
Бобоха М. А. зав. отделением медосмотров, Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии, 603005, г. Нижний Новгород, ул. Семашко, д. 20
Брянцева Н. В. научн. сотр., Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии, 603005, г. Нижний Новгород, ул. Семашко, д. 20

Представлены результаты изучения влияния производственных факторов (шум, вибрация, инфразвук, тяжесть, напряженность) на формирование профессионального стресса у водителей грузовых автомобилей. В качестве объективных показателей функциональных изменений отмечены снижение мощности спектра вариабельности сердечного ритма, повышенные пороги цветоразличения, смешение межполушарных отношений в сторону доминирования правого полушария.

Литература:

1. Измеров Н. Ф., Матюхин В. В., Юшкова О.И. Стресс на работе // Безопасность и медицина труда. — 2001. — №3. — С. 32–37.

2. Юшкова О. И., Матюхин В. В., Шардакова Э. Ф. Психофизиологические аспекты производственного стресса в медицине труда // Медицина труда и промышленная экология. — 2001. — № 8. — С. 1–7.

3. Профессиональная патология: национальное руководство / Под ред. Н. Ф. Измерова. — М.: ГЕОТАРМедиа, 2011. — 784 с.

4. Суворов Г.А., Пальцев Ю.П., Прокопенко Л.В. и др. Физические факторы и стресс // Медицина труда и промышленная экология. — 2002. — №

8. — С.378–458.

5. Баевский Р.М., Берсенева А.П., Берсенев Е.Ю. и др. Использование принципов донозологической диагностики для оценки функционального состояния организма при стрессорных воздействиях (на примере водителей автобусов) // Физиология человека: журнал РАН. — 2009. — №1. — С.41–51.

6. Эльгаров А.А., Калмыкова М.А., Эльгаров М.А. Автотранспортная медицина — опыт и перспективы // Медицина труда и промышленная экология. — 2010. — № 11. — С. 21–23.

7. Ulhea M.A., Marqueze E.C., editors. When does stress end?: evidence of a prolonged stress reaction in shiftworking truck drivers // Chronobiol Int. — 2011. — № 28. — Р. 810–818.

8. Суворов Г. А., Бутковская З.М., Тарасова Л. А. и др. Вибрация / Под ред. Н. Ф. Измерова., Г.А. Суворова // Физические факторы производственной и природной среды. Гигиеническая оценка и контроль. — М.: Медицина, 2003. — С. 378–458.

9. Антонец В.А., Полевая С.А., Ерёмин Е.В. Сенсорная шкала пространственного слуха человека в виртуальном акустическом пространстве // Сенсорные системы. — 2002. — №16. — С. 291–296.

10. Полевая С. А. Интеграция эндогенных факторов в систему обработки экстероцептивных сигналов // Автореф. дисс. д-ра биол. наук. — Пущино, 2009. — С.9–12.

11. Руководство по функциональной межполушарной асимметрии / Под ред. В.Ф. Фокина. — М.: Научный мир, 2009. — 836 с.

12. Леутин В.П. Функциональная асимметрия мозга и адаптация // Вестник Российской АМН. — 1998. — № 10.— С. 10–14.

13. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения метода. — Иваново: Иван. гос. мед. академия, 2002. — С.290.

14. Чутко Л.С., Фролова Н.Л. Психовегетативные расстройства в клинической практике. — СПб.: Наука, 2005.— С. 176.

15. Парин С. Б., Яхно В.Г., Цверов А. В., Полевая С. А. Психофизиологические и нейрохимические механизмы стресса и шока: эксперимент и модель // Вестник НГУ. — 2007. — №

4. — С. 190–196.

16. Пшенникова М.Г. Феномен стресса и его роль в патологии // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. — 2000. — №3.— С. 20–26.

17. Rossi S., Chiara V., Musella A., editors. Chronic Psychoemotional Stress Impairs Cannabinoid-ReceptorMediated Control of GABA Transmission in the Striatum // The Journal of Neuroscience.— 2008. — № 28 (29). — Р. 7284–7292.

18. Вейн А.М. Синдром вегетативной дистонии / Под ред. В. Л. Голубева // Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика. — М.: Медицинское информационное агентство, 2010. — С. 114–130.

Исследования по изучению влияния производственных факторов на развитие стрессового состояния и разработка мер его профилактики становятся актуальными проблемами медицины труда [1–3]. В настоящее время профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику в МКБ10 (Z 73) [3]. Все более существенное значение в механизмах развития профессионального стресса стало уделяться не только психоэмоциональным нагрузкам, но и другим вредным профессиональным факторам (шум, вибрация, неблагоприятные метеорологические условия, загрязнение воздуха, ионизирующие и неионизирующие излучения, тяжесть, конфликты, высокая ответственность, дефицит времени) [4].

Хроническое воздействие неблагоприятных факторов рабочей среды определяет значительное функциональное напряжение, увеличивает риск формирования профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний. В ряде исследований выявлено, что существует сильная корреляционная связь между степенью функциональных сдвигов прежде всего со стороны сердечно-сосудистой и центральной нервной систем (ЦНС) и величиной интегрального показателя производственной нагрузки [3]. Сведения, представленные в литературе, показывают, что у водителей автотранспортных средств часто наблюдается перенапряжение и истощение регуляторных систем, ведущее к развитию хронических неинфекционных заболеваний (артериальная гипертензия, синдром вегетативной дисфункции и др.) [5, 6].

При нерациональном режиме труда и отдыха, короткой продолжительности сна, низкой удовлетворенности работой у водителей регистрируется повышенный уровень кортизола в крови, увеличивается концентрация общего холестерина, липопротеинов низкой плотности (ЛПНП-ХС) и триглицеридов (ТГ), снижается концентрация липопротеинов высокой плотности (ЛПВП-ХС) [7].

Одним из физических факторов, оказывающих значительное влияние на организм водителя, является вибрация. Производственная вибрация снижает психомоторную работоспособность, отрицательно действует на эмоциональную сферу и умственную деятельность человека, таким образом повышая вероятность возникновения несчастных случаев. При воздействии вибрации нередко наблюдаются изменения со стороны ЦНС в виде синдрома вегетативной дисфункции (СВД), которые могут быть связаны с комбинированным действием вибрации, инфразвука и интенсивного шума [8].

Для Цитирования:
Федотова И. В., Некрасова М. М., Полевая С. А., Парин С. Б., Бахчина А. В., Каратушина Д.И., Бобоха М. А., Брянцева Н. В., Профессиональный стресс у водителей. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: