По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Профессиональные стандарты и независимая оценка квалификации работников

И.Б. Калинин канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права, Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования профессиональных стандартов, организации и проведения независимой оценки квалификации работников, права и обязанности работодателя и работника, гарантии и компенсации, а также налоговые льготы, связанные с независимой оценкой квалификации.

Литература:

1. Егоров С.А. Законодательные новации в сфере разработки и применения профессиональных стандартов // Актуальные проблемы российского права. — 2016. — № 4. — С. 150–155.

2. Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (часть III). Ст. 4484.

3. Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 1474 «Об утверждении Правил предоставления в 2016 году Фондом социального страхования РФ субсидии Общероссийскому объединению работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» на организацию разработки и актуализации профессиональных стандартов для коммерческих организаций, внедрение и сопровождение системы оценки профессиональных квалификаций, в том числе на разработку и ведение информационно-справочных ресурсов, а также на обучение экспертов по оценке квалификации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 2 (ч. I). Ст. 349 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.05.2016 г. № 464).

4. Куницына В. Профессиональные стандарты и независимая оценка квалификации // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2016. — № 8. — С. 67–75.

5. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 «Информация Министерства труда и социальной защиты по вопросам применения профессиональных стандартов» // Документ официально опубликован не был: СПС КонсультантПлюс.

6. Зайцева Г.Г. Независимая оценка квалификации: в чем суть и к чему готовиться? // Руководитель автономного учреждения. — 2016. — № 8. — С. 28–35.

7. Указ Президента РФ от 16.04.2014 № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 16. Ст. 1882.

8. Сувернева А.И. Комментарий к Федеральному закону от 03.07.2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и Федеральному закону от 03.07.2016 г. № 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» // Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера. — 2016. — № 8. — С. 61–65.

9. Обухова Т. Комментарий к Федеральному закону от 03.07.2016 № 239ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» // Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера. — 2016. — № 5. — С. 6–11.

В 2016 году в России был принят ряд законов, упорядочивающих правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений в части независимой оценки квалификации работников уполномоченными сторонними организациями на основе профессиональных стандартов. Это Федеральные законы от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», от 03.07.2016 № 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» и от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации». Все названные законы вступают в силу с 1 января 2017 г.

Согласно ст. 57 ТК РФ, под трудовой функцией работника, которая должна быть указана в трудовом договоре, понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. При этом, если трудовая функция (в соответствии с законодательством) связана с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

С другой стороны, ст. 2 Федерального закона «О независимой оценке квалификации» определяет независимую оценку квалификации работников (или лиц, принимаемых на работу) как процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, проведенную центром оценки квалификаций.

Таким образом, профессиональные стандарты определяют, во-первых, в случаях, предусмотренных законом, — наименования должностей (что отражается в трудовом договоре и в трудовой книжке работника), во-вторых — содержат в себе требования к квалификации работника, то есть во многом определяют его трудовую функцию, что имеет решающее значение как для работника, так и для работодателя. Отсюда очевидна важность независимой оценки квалификации работников.

Для Цитирования:
И.Б. Калинин, Профессиональные стандарты и независимая оценка квалификации работников. Юрисконсульт в строительстве. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: