Для достижения цели повышения производительности труда в процессах сборки полученные данные должны быть использованы на всех направлениях управления персоналом, начиная с этапов профориентации. Реальным средством повышения производительности труда является профессиональный отбор. Безусловно, эти процессы должны поддерживаться развитой корпоративной культурой предприятия, влияющей на систему отношений личности: отношения человека к себе, к другим людям, к труду, отношение к материальным и духовным ценностям, правилам и др. [1–9]. Конкурентоспособность современных автомобильных предприятий определяется в том числе и высоким уровнем производительности труда. В качестве резервов и путей повышения производительности труда традиционно рассматриваются три группы факторов: материально-технические, организационные и социально-экономические [9].
В ситуации возросшей роли организационно-технических факторов в повышении производительности труда, возможности управления ею за счет улучшения качества работников в теории и на практике уделяется недостаточно внимания. Учет социально-экономических факторов, относящихся к человеческому фактору производства, а именно качества работников, их рабочего поведения, мотивации и удовлетворенности трудом, обусловлен сохранением значительной доли ручного труда в общем объеме производства.
Наиболее значительный удельный вес в трудоемкости машиностроительного производства имеют сборочные работы. Трудовые затраты по этому виду работ составляют до 50% общих затрат на производство единицы продукции [6]. Сохраняющийся низкий уровень механизации и автоматизации сборочных работ в производстве обусловлен малой технологичностью конструкций и небольшой унификацией конструктивных элементов изделий.
Следовательно, качественный состав рабочей силы, действующей на сборочных процессах, остается значимым фактором повышения производительности труда, и он должен постоянно находиться в фокусе внимания, как соответствующих служб предприятия, так и его руководства в целом. Качество рабочей силы предполагает наличие профессиональных, квалификационных и личных качеств, определяющих степень пригодности работника к определенной деятельности.