В том, что профессионально-общественная аккредитация вуза — процедура актуальная, сегодня никто не сомневается. Прежде всего необходимость осуществления такой аккредитации определяется возможностью оценки качества подготовки специалиста представителями профессионального сообщества и, соответственно, прогнозирования обеспечения отраслей экономики кадрами высшей квалификации.
На законодательном уровне конституирование профессиональнообщественной аккредитации фактически началось с Указа Президента РФ от 26.05.2009 № 599, где шла речь о необходимости повышения качества образования в области юриспруденции и легитимизации для этих целей практики общественной аккредитации. В целях усиления контроля за деятельностью вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров в России, законом было определено: «Правительству Российской Федерации… оказать содействие Общероссийской общественной организации “Ассоциация юристов России” в разработке и внедрении в практику механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров» [11]. Эксперты комиссии по общественной оценке качества высшего юридического образования Ассоциации юристов России под председательством Сергея Степашина провели обследование 98 юридических вузов и факультетов России, 62 из которых успешно прошли общественную аккредитацию.
Следующим законом, определяющим функции общественной (она была дополнена общественно-профессиональной) аккредитации, стал Федеральный закон от 08.11.2010 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования». Статья 33 (п. 41) закона определяла: «Образовательные учреждения и научные организации могут получать общественную (общественнопрофессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительных финансовых обязательств со стороны государства». Существенным дополнением было указание на то, что сведения о результатах такой аккредитации могут рассматриваться «при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации» [12].