По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.287.1 DOI:10.33920/med-03-2411-01

Профессиональное выгорание медицинских работников (детерминанты развития и стратегии профилактики)

Бабанов С. А. д.м.н., профессор, зав. кафедрой профессиональных болезней и клинической фармакологии имени заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Косарева В. В., ФГБОУ ВО «СамГМУ» Минздрава России, Россия, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, 89, https://orcid.org/0000‑0002‑1667‑737X, e-mail: s.a.babanov@mail.ru
Острякова Н. А. очный аспирант кафедры профессиональных болезней и клинической фармакологии имени заслуженного деятеля науки Российской Федерации профессора Косарева В. В., ФГБОУ ВО «СамГМУ» Минздрава России, Россия, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, 89, https://orcid.org/0000‑0001‑5459‑691X, e-mail: kosm90@mail.ru
Лысова М. В. очный аспирант кафедры профессиональных болезней и клинической фармакологии имени заслуженного деятеля науки Российской Федерации профессора Косарева В. В., ФГБОУ ВО «СамГМУ» Минздрава России, Россия, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, 89, https://orcid.org/0009‑0007‑7378‑0852, e-mail: margol79@mail.ru

Введение. Пандемия новой коронавирусной инфекции внесла коррективы во все сферы жизни современных людей. Количество заболевших COVID-19 оказывает заметное влияние на МР, увеличивая их восприимчивость к выгоранию. В условиях пандемии COVID-19 один из самых высоких уровней развития синдрома эмоционального выгорания наблюдается у МР. Дополнительные проблемы, с которыми они столкнулись, способствовали многократному увеличению нагрузки специалистов-медиков, а также увеличили восприимчивость к стрессу. Цель исследования — провести сравнительный анализ выраженности фаз синдрома эмоционального выгорания по Бойко В.В. среди МР. Определить роль профессиональных факторов в формировании эмоционального выгорания у МР в период пандемии COVID-19. Материал и методы. В исследовании приняли участие МР работающих в «красной зоне» (n=201); МР ПК (n=186); МР МП стационаров (n=195); группа контроля (n=190). В качестве методов исследования применялись: анкетный опрос, позволяющий оценить отношение МР к ситуации в период пандемии COVID-19; опросник Бойко В.В. «Диагностика уровня эмоционального выгорания», который представляет собой анкету из 84 вопросов. Результаты. Выявлен высокий уровень эмоционального выгорания в общей выборке МР при сопоставлении с группой контроля. Наиболее выраженные фазы эмоционального выгорания: напряжение, резистентность, истощение обнаруживаются у МР, работающих в «красной зоне» при сопоставлении с МР МП стационаров и МР ПК. К профессиональным факторам, участвующим в формировании эмоционального выгорания у МР в период пандемии COVID-19 относятся: высокая рабочая нагрузка, вводимые ограничительные меры, страх перед болезнью, отсутствие и нехватка СИЗ, угроза и риск заражения новой коронавирусной инфекцией, длительный период изоляции, финансовая нестабильность, недостаточность (на первом этапе) накопленных знаний о новом малоизученном заболевании, ощущение дискриминации и/или стигматизации. Этика. Исследование проведено с соблюдением всех этических принципов.

Литература:

1. Профессиональная патология// Бухтияров И. В., Кузьмина Л. П., Шпагина Л. А., Алексеев В. Б., Амиров Н. Х., Анварул Н. А., Артемова Л. В., Архипов Е. В., Атьков О. Ю., Бабанов С. А., Безрукавникова Л. М., Бодиенкова Г. М., Большакова В. А., Бомштейн Н. Г., Бурякина Е. А., Бушманов А. Ю., Васильева О. С., Гаврылышена К. В., Гарипова Р. В., Гимаева З. Ф. и др. национальное руководство / (2-е издание, переработанное и дополненное) Москва, «Гэотар-медиа»–2024.-904с.

2. Профессиональные болезни//Под редакцией академика РАН Н. А. Мухина, профессора С. А. Бабанова-.М.-«Гэотар-медиа».–2018.-576с.

3. Кузьмина Л. П., Шиган Е. Е., Брико Н. И., Стрижаков Л. А., Пфаф В. Ф., Чернов О. Э., Панова И. В., Лебедева М. В., Конторович Е. П., Понамарева О. П., Недашковская Н. Г., Дженгурова Б. А., Пиктушанская Т. Е., Шпагина Л. А., Потеряева Е. Л., Шпагин И. С., Кармановская С. А., Паначева Л. А., Котова О. С., Смирнова Е. Л., Гарипова Р. В., Кузьмина С. В., Юсупова Н. З., Лахман О. Л., Рукавишников В. С., Бабанов С. А. Новая коронавирусная инфекция COVID-19: профессиональные аспекты сохранения здоровья и безопасности медиков. Методические рекомендации / (2-е издание, переработанное и дополненное) Москва, 2022. — 136 C.

4. Сазонова О. В., Гаврюшин М. Ю., Кувшинова Н. Ю., Острякова Н. А., Бабанов С. А. Профессиональное выгорание медиков: пандемия COVID-19 как фактор опасного влияния на психическое здоровье // Наука и инновации в медицине. 2023. № 8 (1). С. 39–44.

5. Мелентьев А. В., Бабанов С. А., Стрижаков Л. А., Винников Д. В., Острякова Н. А. Проблемы профессионального отбора и эффект здорового рабочего в медицине труда// Здравоохранение Российской Федерации. 2021. Т. 65. № 4. С. 394–399.

6. Мелентьев А. В., Бабанов С. А., Острякова Н. А., Агаркова А. С. Пандемия новой коронавирусной инфекции и эмоциональное выгорание МР//Гигиена и санитария. 2022. Т. 101. № 8. С. 935–939.

7. Бабанов С. А. Синдром эмоционального выгорания // Врач скорой помощи. 2012. № 10. С. 59–65.

8. Косарев В. В., Васюкова Г. Ф., Бабанов С. А. Профессиональная заболеваемость МР в Самарской области // Медицина труда и промышленная экология. 2007. № 9. С. 40– 47.

9. Косарев В., Васюкова Г., Бабанов С. Медицинская профессия и здоровье. Врач. 2008. № 3. С. 75–78.

10. Форманюк, Т. В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. — М.: Школа-Пресс, 1994. — № 6. — С. 57–63

11. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении: Учебное пособие.-СПб.:Питер,2015. — 300с.

12. Ронгинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Ронгинская // Психологический журнал. — 2002. — Т.23, № 3. — С. 85–95

13. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2016. 258 с.

14. Maslach, C. Burned-out / C. Maslach // Human Behavior. — 1976. — Vol.5 (9). — P. 16–22

15. Пряжников, Н. С. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности / Н. С. Пряжников, Е. Г. Ожегова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2014. — № 4. — С. 33–43.

16. Гревцова, Е. А. Труд учителя: социально-медицинские и психолого-педагогические аспекты: монография / Е. А. Гревцова // Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина». — Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2010. — С. 170.

17. Schonfeld, I. S. Burnout and depression: Two entities or one? / I. S. Schonfeld, R. Bianchi // J. Clin. Psychol. — 2016. — Vol. 72 (1). — Р. 22–37.

18. Lee SM, Kang WS, Cho AR, et al.: Psychological impact of the 2015 MERS outbreak on hospital workers and quarantined hemodialysis patients. Compr Psychiatry 2018; 87:123– 127

19. Maunder R, Lancee W, Rourke S, et al.: Factors associated with the psychological impact of severe acute respiratory syndrome on nurses and other hospital workers in Toronto. Psychosom Med 2004; 66:938–942.

20. Han S., Shanafelt T. D., Sinsky C. A., et al. Estimating the attributable cost of physician burnout in the United States. Annals of Internal Medicine, 2019. Vol. 170 (11), pp. 784–790.

21. Говорин Н. В., Бодагова Е. А. Психическое здоровье и качество жизни врачей. Томск, Чита: Иван Федоров; 2013.

22. Матюшкина Е. Я., Микита О. Ю., Холмогорова А. Б. Уровень профессионального выгорания врачей-ординаторов, проходящих стажировку в скоропомощном стационаре: данные до ситуации пандемии. Консультативная психология и психотерапия. 2020;28 (2):46–69.

23. Косарев В. В., Бабанов С. А. Значение формулярной системы в рациональном использовании лекарственных средств // Экономика здравоохранения. 2001. № 9. С. 32–34.

24. Косарев В. В., Лотков В. С., Бабанов С. А. Совершенствование качества организации медицинских осмотров работающего населения//Здравоохранение Российской Федерации. 2008. № 6. С. 11–14.

25. Крюков Н. Н., Качковский М. А., Бабанов С. А., Вербовой А. Ф. Справочник терапевта // Ростов-на-Дону, 2013. 448 с.

1. Professionalnaia patologiia [Occupational pathology] // Bukhtiiarov I.V., Kuzmina L. P., Shpagina L. A., Alekseev V. B., Amirov N. Kh., Anvarul N. A., Artemova L.V., Arkhipov E.V., Atkov O. Iu., Babanov S. A., Bezrukavnikova L. M., Bodienkova G. M., Bolshakova V. A., Bomshtein N. G., Buriakina E. A., Bushmanov A. Iu., Vasilieva O. S., Gavrylyshena K.V., Garipova R.V., Gimaeva Z. F. et al. national guide / (2nd edition, revised and supplemented) Moscow, Geotar-media. — 2024. — 904 p. (In Russ.)

2. Professionalnye bolezni [Occupational diseases] // Ed. member of the Russian Academy of Sciences N. A. Mukhin, professor S. A. Babanov. M. — «Geotar-media». — 2018. — 576 p. (In Russ.)

3. Kuzmina L. P., Shigan E. E., Briko N. I., Strizhakov L. A., Pfaf V. F., Chernov O. E., Panova I.V., Lebedeva M.V., Kontorovich E. P., Ponamareva O. P., Nedashkovskaia N. G., Dzhengurova B. A., Piktushanskaia T. E., Shpagina L. A., Poteriaeva E. L., Shpagin I. S., Karmanovskaia S. A., Panacheva L. A., Kotova O. S., Smirnova E. L., Garipova R.V., Kuzmina S.V., Iusupova N. Z., Lakhman O. L., Rukavishnikov V. S., Babanov S. A. Novaia koronavirusnaia infektsiia COVID-19: professionalnye aspekty sokhraneniia zdorovia i bezopasnosti medikov. Metodicheskie rekomendatsii [Novel coronavirus infection COVID-19: professional aspects to preserve the health and safety of medical workers. Methodological recommendations] / (2nd edition, revised and supplemented) Moscow, 2022. — 136 p. (In Russ.)

4. Sazonova O.V., Gavriushin M. Iu., Kuvshinova N. Iu., Ostriakova N.A., Babanov S.A. Professionalnoe vygoranie medikov: pandemiia COVID-19 kak faktor opasnogo vliianiia na psikhicheskoe zdorovie [Professional burnout of medical workers: the COVID-19 pandemic as a factor of dangerous impact on mental health]. Nauka i innovatsii v meditsine [Science and Innovations in Medicine]. 2023;8 (1):39–44. doi: 10.35693/2500-1388-2023-8-1-39-44. (In Russ.)

5. Melentiev A.V., Babanov S. A., Strizhakov L. A., Vinnikov D.V., Ostriakova N. A. Problemy professionalnogo otbora i effekt zdorovogo rabochego v meditsine truda [Problems of professional selection and the effect of a healthy worker in occupational medicine] // Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii [Healthcare of the Russian Federation]. 2021. Vol. 65. No. 4. P. 394–399. (In Russ.)

6. Melentiev A.V., Babanov S. A., Ostriakova N. A., Agarkova A. S. Pandemiia novoi koronavirusnoi infektsii i emotsionalnoe vygoranie meditsinskikh rabotnikov [Pandemic of a new coronavirus infection and emotional burnout of medical workers]// Gigiena i sanitariia [Hygiene and Sanitation]. 2022. Vol. 101. No. 8. P. 935–939. (In Russ.)

7. Babanov S. A. Sindrom emotsionalnogo vygoraniia [Burnout syndrome] // Vrach skoroi pomoshchi [Emergency Doctor]. 2012. No. 10. P. 59–659. (In Russ.)

8. Kosarev V.V., Vasiukova G. F., Babanov S. A. Professionalnaia zabolevaemost meditsinskikh rabotnikov v Samarskoi oblasti [Occupational morbidity of medical workers in the Samara region] // Meditsina truda i promyshlennaia ekologiia [Occupational Medicine and Industrial Ecology]. 2007. No. 9. P. 40–47. (In Russ.)

9. Kosarev V., Vasiukova G., Babanov S. Meditsinskaia professiia i zdorovie [Medical profession and health]. Vrach [Doctor]. 2008. No. 3. P. 75–78. (In Russ.)

10. Formaniuk, T.V. Sindrom emotsionalnogo sgoraniia kak pokazatel professionalnoi dezadaptatsii uchitelia [Syndrome of emotional burnout as an indicator of professional maladjustment of a teacher] / T.V. Formaniuk // Voprosy psikhologii [Questions of Psychology]. — M.: School-Press, 1994. — No. 6. — P. 57–63. (In Russ.)

11. Boiko V.V. Sindrom «emotsionalnogo vygoraniia» v professionalnom obshchenii [Burnout syndrome in professional communication]: manual. — SPb.: Peter, 2015. — 300 p. (In Russ.)

12. Ronginskaia, T. I. Sindrom vygoraniia v sotsialnykh professiiakh [Burnout syndrome in social professions] / T. I. Ronginskaia // Psikhologicheskii zhurnal [Psychological Journal]. — 2002. — Vol.23, No. 3. — P. 85–95. (In Russ.)

13. Vodopianova N. E., Starchenkova E. S. Sindrom vygoraniia: diagnostika i profilaktika [Burnout syndrome: diagnosis and prevention]. SPb.: Peter, 2016. 258 p. (In Russ.)

14. Maslach, C. Burned-out / C. Maslach // Human Behavior. — 1976. — Vol.5 (9). — P. 16–22

15. Priazhnikov, N. S. Emotsionalnoe vygoranie i lichnostnye deformatsii v psikhologo-pedagogicheskoi deiatelnosti [Emotional burnout and personal deformations in psychological and pedagogical activity] / N. S. Priazhnikov, E. G. Ozhegova // Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of the Moscow University]. Series 14: Psychology. — 2014. — No. 4. — P. 33–43. (In Russ.)

16. Grevtsova, E. A. Trud uchitelia: sotsialno-meditsinskie i psikhologopedagogicheskie aspekty [Teacher's work: socio-medical and psychological-pedagogical aspects]: monograph / E. A. Grevtsova // State Educational Institution of Higher Professional Education «Ryazan State University named after S. A. Yesenin». — Ryazan: Ryazan State University named after S. A. Yesenin, 2010. — P. 170. (In Russ.)

17. Schonfeld, I. S. Burnout and depression: Two entities or one? / I. S. Schonfeld, R. Bianchi // J. Clin. Psychol. — 2016. — Vol. 72 (1). — Р. 22–37.

18. Lee SM, Kang WS, Cho AR, et al.: Psychological impact of the 2015 MERS outbreak on hospital workers and quarantined hemodialysis patients. Compr Psychiatry 2018; 87:123–127

19. Maunder R, Lancee W, Rourke S, et al.: Factors associated with the psychological impact of severe acute respiratory syndrome on nurses and other hospital workers in Toronto. Psychosom Med 2004; 66:938–942.

20. Han S., Shanafelt T.D., Sinsky C. A., et al. Estimating the attributable cost of physician burnout in the United States. Annals of Internal Medicine, 2019. Vol. 170 (11), pp. 784–790.

21. Govorin N.V., Bodagova E. A. Psikhicheskoe zdorovie i kachestvo zhizni vrachei [Mental health and quality of life of doctors]. Tomsk, Chita: Ivan Fedorov; 2013. (In Russ.)

22. Matiushkina E. Ia., Mikita O. Iu., Kholmogorova A. B. Uroven professionalnogo vygoraniia vrachei-ordinatorov, prokhodiashchikh stazhirovku v skoropomoshchnom statsionare: dannye do situatsii pandemii [Burnout rate for resident physicians undergoing internship in an emergency hospital: evidence prior to the pandemic situation]. Konsultativnaia psikhologiia i psikhoterapiia [Counseling Psychology and Psychotherapy]. 2020; 28 (2): 46–69. (In Russ.)

23. Kosarev V.V., Babanov S. A. Znachenie formuliarnoi sistemy v ratsionalnom ispolzovanii lekarstvennykh sredstv [The importance of the formulary system in the rational use of medicines] // Ekonomika zdravookhraneniia [Health Economics]. 2001. No. 9. P. 32–34. (In Russ.)

24. Kosarev V.V., Lotkov V. S., Babanov S. A. Sovershenstvovanie kachestva organizatsii meditsinskikh osmotrov rabotaiushchego naseleniia [Improving the quality of organizing medical examinations of the working population] // Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii [Healthcare of the Russian Federation]. 2008. No. 6. P. 11–14. (In Russ.)

25. Kriukov N. N., Kachkovskii M. A., Babanov S. A., Verbovoi A. F. Spravochnik terapevta [Therapist's handbook] // Rostov-on-Don, 2013. — 448 p. (In Russ.)

Среди профессионально обусловленных психических феноменов особое место отводится «синдрому эмоционального выгорания» [1–4]. К. Маслач выгорание видит как разновидность рабочего стресса. «Выгорание, — пишет она, — в большей мере продукт плохих ситуаций, чем плохих людей» [5]. В то же время эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [6, 7]. Пандемия коронавирусного заболевания оказала серьезное психологическое давление на МР (МР), перестроила обычный распорядок повседневной жизни и работы. Согласно отечественным и международным данным, высокий уровень нагрузки и угрозы заражения значительно повышают риск профессионального выгорания и эмоциональной дезадаптации [8, 9]. Повышенная нервно-эмоциональная нагрузка сопряжена с риском соматических и психических расстройств [10–13]. Исследования показывают, что МР испытывают значительный стресс во время, а также хронический стресс после крупномасштабных вспышек [14– 16], например такой, как вспышка тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС) в Торонто [17].

Профессиональное выгорание среди врачей приводит к повышенному риску врачебной ошибки, ухудшению прогноза лечения, желанию сократить число часов работы вплоть до ухода из профессии [18]. При этом важно подчеркнуть, что уровень профессионального выгорания у МР был самым высоким среди специалистов помогающих профессий и до пандемии [19–21].

Цель исследования — провести сравнительный анализ выраженности фаз синдрома эмоционального выгорания по Бойко В. В. и определить роль профессиональных факторов в формировании эмоционального выгорания у МР.

Исследование выполнено на кафедре профессиональных болезней и клинической фармакологии имени заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Косарева Владислава Васильевича ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации и отделения профпатологии Областного центра профпатологии ГБУЗ СО «Самарская городская больница № 5». 1 группу составили МР COVID-госпиталей, работающих в «красной зоне» (n=201); 2 группу МР поликлиник (ПК), оказывающих медицинскую помощь в условиях повышенного эпидемического порога по ОРВИ, гриппу и COVID-19 (n=186); 3 группу составили медицинские работники многопрофильных стационаров (МП стационаров), оказывающих медицинскую помощь по своему основному профилю и периодически выявляющих пациентов с заболеванием COVID-19 (n=195). Группу контроля (ГК) составили 190 человек. Возраст от 25 до 64 лет. В контрольную группу вошли работники инженерно-технических и экономических специальностей, несвязанных по профилю деятельности с работой в медицинских организациях (здоровые). Участники исследования были проинформированы о целях и задачах исследования и подписали информированное согласие. В качестве методов исследования применялись:

Для Цитирования:
Бабанов С. А., Острякова Н. А., Лысова М. В., Профессиональное выгорание медицинских работников (детерминанты развития и стратегии профилактики). ГЛАВВРАЧ. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: