По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.287.1 DOI:10.33920/MED-12-2207-07

Профессиональное выгорание и его оценка у преподавателей-дефектологов специализированных образовательных учреждений

Суворов Вадим Германович федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова» (ФГБНУ «НИИ МТ»), проспект Буденного, дом 31, Москва, Россия, 105275, e-mail: niimt@niimt.ru, заведующий отделением реабилитации профессиональных и неинфекционных заболеваний, доктор медицинских наук, телефон: 8 903-612-41-30, e-mail: margo-183@rambler.ru
Белова Татьяна Олеговна федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова» (ФГБНУ «НИИ МТ»), проспект Буденного, дом 31, Москва, Россия, 105275, e-mail: niimt@niimt.ru, младший научный сотрудник отделения реабилитации профессиональных и неинфекционных заболеваний
Трубецков Алексей Дмитриевич заведующий лабораторией эргономики и физиологии труда, Саратовский медицинский научный центр гигиены федерального бюджетного учреждения науки «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, доктор медицинских наук, профессор, 410022, г. Саратов, ул. Заречная, 1А, e-mail: sarnii@yandex.ru, adtrubetskov@gmail.com, тел. 8 (845) 292-34-94
Лотков Вячеслав Семенович федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор кафедры профессиональных болезней и клинической фармакологии им. з.д.н. РФ, профессора Косарева В.В., Россия, 443099, Самара, ул. Чапаевская, 89, e-mail: v.s.lotkov@samsmu.ru

В статье представлены результаты исследования психологических особенностей эмоционального выгорания у 55 учителей-олигофренопедагогов. Установлено, что у этой категории обследуемых по сравнению с педагогами массовых образовательных учреждений отмечается более частое и раннее формирование синдрома эмоционального выгорания с преобладанием фаз напряжения и истощения, приводящим к выраженным психологическим нарушениям.

Литература:

1. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении — СПб.: Питер, 2009. — 278с.

2. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. — 2005. — № 2. — С. 96–103.

3. Водопьянова Н.А. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005. – 336с.

4. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики до коррекции // Психологический журнал. – 2004. – Т.25. – № 2. – С.86–92.

5. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. — М.: Флинта, — 2001. — 192 с..

6. Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. — 1990. — № 6. С. 68–74

7. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. — 1997. — № 1. — С.45–55.

8. Рыжов А.Я. Физиологическая характеристика преподавательского труда и его оптимизация в условиях вуз — Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2009. — 214 с.

9. Сипко Г.В. Гигиенические принципы профилактики психосоматической патологии у работников административно-управленческого аппарата. Автореф. дис.…канд. мед. наук. — Москва, 2003. –24 с.

10. Улыбина Е.В. Проблемы агрессии учителя-профессионала // Становление личности учителя-профессионала: Проблемы и перспективы. — Ставрополь, 1993. — С.75–76.

11. Филина С.П. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. — 2003. — № 36. — С.-18–19.

12. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального выгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. — 1994. — № 6. С. 57–63

13. Янданова Т.И. Психологический анализ самооценки учителя-дефектолога // Дефектология. — 2001. — № 2. — С.37–43.

14. Maslach C. Job Burnout // Annual Review of Psychology. –2001. –Vol. 52. — P.397–422.

15. Ramsey R.D. How to stay fresh on the job // Supervision. –1999. –Vol. 60. – P 5.

1. Boiko V.V. Sindrom emotsionalnogo vygoraniia v professionalnom obshchenii [Burnout syndrome in professional communication]. — SPb.: Peter, 2009. — 278p. (In Russ.)

2. Borisova M.V. Psikhologicheskie determinanty fenomena emotsionalnogo vygoraniia u pedagogov [Psychological determinants of the phenomenon of emotional burnout among teachers] // Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. — 2005. — No. 2. — P. 96–103. (In Russ.)

3. Vodopianova N.A. Sindrom vygoraniia: diagnostika i profilaktika [Burnout syndrome: diagnosis and prevention]. — SPb.: Peter, 2005. — 336 p. (In Russ.)

4. Leonova A.B. Kompleksnaia strategiia analiza professional'nogo stressa: ot diagnostiki do korrektsii [Complex strategy for the analysis of professional stress: from diagnosis to correction] // Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal]. –2004. –Vol. 25. — № 2. — P. 86–92. (In Russ.)

5. Mitina L.M., Asmakovets E. S. Emotsionalnaia gibkost uchitelia: psikhologicheskoe soderzhanie, diagnostika, korrektsiia [Emotional flexibility of a teacher: psychological content, diagnostics, correction]. — M.: Flint. — 2001. — 192 p. (In Russ.)

6. Prokhorov A.O. Psikhicheskie sostoianiia shkolnikov i uchitelia v protsesse ikh vzaimodeistviia na uroke [Mental states of schoolchildren and teachers in the process of their interaction at the lesson] // Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. — 1990. — No. 6. P. 68–74. (In Russ.)

7. Rean A.A., Baranov A.A. Faktory stressoustoichivosti uchitelei [Factors of stress resistance of teachers // Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. — 1997. — No. 1. — P. 45–55. (In Russ.)

8. Ryzhov A. Ia. Fiziologicheskaia kharakteristika prepodavatelskogo truda i ego optimizatsiia v usloviiakh vuza [Physiological characteristics of teaching work and its optimization in the conditions of a higher educational institution]. — Tver: Publishing house of the Tver State University, 2009. — 214p. (In Russ.)

9. Sipko G.V. Gigienicheskie printsipy profilaktiki psikhosomaticheskoi patologii u rabotnikov administrativno-upravlencheskogo apparata [Hygienic principles for the prevention of psychosomatic pathology in administrative staff]. Abstract of thesis for the degree of PhD Candidate in Medicine. — Moscow, 2003. — 24 p. (In Russ.)

10. Ulybina E.V. Problemy agressii uchitelia-professionala [Problems of aggression of a professional teacher] // Stanovlenie lichnosti uchitelia-professionala: Problemy i perspektivy [Formation of the personality of a professional teacher: Problems and prospects]. — Stavropol, 1993. — P. 75–76. (In Russ.)

11. Filina S.P. O «sindrome professionalnogo vygoraniia» i tekhnike bezopasnosti v rabote pedagogov i drugikh spetsialistov sotsialnoi sfery [On the «professional burnout syndrome» and safety measures in the work of teachers and other specialists in the social sphere] // Shkolnyi psikholog [School psychologist]. — 2003. — No. 36. — P. 18–19. (In Russ.)

12. Formaniuk T.V. Sindrom emotsionalnogo vygoraniia kak pokazatel professionalnoi dezadaptatsii uchitelia [Burnout syndrome as an indicator of the teacher's professional maladjustment] // Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. — 1994. — No. 6. P. 57–63. (In Russ.)

13. Iandanova T. I. Psikhologicheskii analiz samootsenki uchitelia-defektologa [Psychological analysis of the self-esteem of a special needs teacher] // Defektologiia [Defectology]. — 2001. — No. 2. — P. 37–43. (In Russ.)

14. Maslach C. Job Burnout // Annual Review of Psychology. –2001. –Vol. 52. — P. 397–422.

15. Ramsey R.D. How to stay fresh on the job // Supervision. –1999. –Vol. 60. –P. 5.

В настоящее время в профпатологии и медицине труда достаточно активно исследуется проблема профессионального выгорания у работников, занятых в различных профессиональных областях, работающих в системе «человек — человек» [2, 3, 4, 8, 9, 14, 15]. Проанализированные нами работы посвящены выяснению распространения, особенностей формирования и структуры СЭВ у учителей массовых образовательных учреждений [5, 6, 7]. Недостаточно изучена эта проблема у лиц, осуществляющих образовательную деятельность в области коррекционной педагогики.

Имеются лишь единичные работы, касающиеся проблемы СЭВ педагогов специальных коррекционных образовательных учреждений, в которых обучаются дети с нарушением слуха и зрения [12, 13]. Исследований СЭВ у олигофренопедагогов, работающих со сложной категорией детей с интеллектуальными нарушениями, в доступной нам литературе нами не обнаружено. Необходимо учитывать специфику работы олигофренопедагогов: постоянный напряженный контроль за доступностью подачи учебного материала, повышенная степень ответственности за детей, что приводит к значительному возрастанию интенсивности воздействия стрессорных агентов [10, 11].

Отсутствие достаточной изученности данной проблемы не позволила создать адекватную систему профилактических мероприятий, которая могла бы предотвратить и скорректировать негативные последствия влияния профессионального стресса на личность олигофренопедагога и улучшить качество профессиональной деятельности и жизни.

Задачей исследования являлось изучение психологических особенностей формирования и структуры СЭВ у олигофренопедагогов с целью дальнейшей разработки путей коррекции психического здоровья.

Обследовано 55 женщин в возрасте от 21 до 40 лет, имеющих высшее профессиональное образование в области дефектологии и специальность «учитель-олигофренопедагог». Из 55 олигофренопедагогов 45 человек работали в основных специализированных учреждениях в рамках школьного и начального профессионального образования типа колледжей и 10 олигофренопедагогов — в центрах психолого-медико-педагогической помощи, осуществляющих дополнительную образовательную деятельность в рамках адаптации особо сложного контингента, который не может обучаться в основных специализированных учреждениях. Обследуемые педагоги специальных коррекционных образовательных учреждений обучали детей в возрасте от 7 до 22 лет, имеющих различную степень умственной отсталости в результате органического поражения центральной нервной системы, черепно-мозговой травмы или в результате генетических, наследственных заболеваний.

Для Цитирования:
Суворов Вадим Германович, Белова Татьяна Олеговна, Трубецков Алексей Дмитриевич, Лотков Вячеслав Семенович, Профессиональное выгорание и его оценка у преподавателей-дефектологов специализированных образовательных учреждений. Терапевт. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: