В настоящее время в профпатологии и медицине труда достаточно активно исследуется проблема профессионального выгорания у работников, занятых в различных профессиональных областях, работающих в системе «человек — человек» [2, 3, 4, 8, 9, 14, 15]. Проанализированные нами работы посвящены выяснению распространения, особенностей формирования и структуры СЭВ у учителей массовых образовательных учреждений [5, 6, 7]. Недостаточно изучена эта проблема у лиц, осуществляющих образовательную деятельность в области коррекционной педагогики.
Имеются лишь единичные работы, касающиеся проблемы СЭВ педагогов специальных коррекционных образовательных учреждений, в которых обучаются дети с нарушением слуха и зрения [12, 13]. Исследований СЭВ у олигофренопедагогов, работающих со сложной категорией детей с интеллектуальными нарушениями, в доступной нам литературе нами не обнаружено. Необходимо учитывать специфику работы олигофренопедагогов: постоянный напряженный контроль за доступностью подачи учебного материала, повышенная степень ответственности за детей, что приводит к значительному возрастанию интенсивности воздействия стрессорных агентов [10, 11].
Отсутствие достаточной изученности данной проблемы не позволила создать адекватную систему профилактических мероприятий, которая могла бы предотвратить и скорректировать негативные последствия влияния профессионального стресса на личность олигофренопедагога и улучшить качество профессиональной деятельности и жизни.
Задачей исследования являлось изучение психологических особенностей формирования и структуры СЭВ у олигофренопедагогов с целью дальнейшей разработки путей коррекции психического здоровья.
Обследовано 55 женщин в возрасте от 21 до 40 лет, имеющих высшее профессиональное образование в области дефектологии и специальность «учитель-олигофренопедагог». Из 55 олигофренопедагогов 45 человек работали в основных специализированных учреждениях в рамках школьного и начального профессионального образования типа колледжей и 10 олигофренопедагогов — в центрах психолого-медико-педагогической помощи, осуществляющих дополнительную образовательную деятельность в рамках адаптации особо сложного контингента, который не может обучаться в основных специализированных учреждениях. Обследуемые педагоги специальных коррекционных образовательных учреждений обучали детей в возрасте от 7 до 22 лет, имеющих различную степень умственной отсталости в результате органического поражения центральной нервной системы, черепно-мозговой травмы или в результате генетических, наследственных заболеваний.