В условиях глубокой модернизации основ государственного управления постоянно растут требования общества к государственной гражданской службе, призванной профессионально обеспечивать исполнение полномочий государственной власти и регулировать общественные отношения. Противоречие между возросшими требованиями общества к государственной службе в условиях рыночной экономики и низким уровнем профессионализма гражданских служащих, несоответствие этим требованиям мотивационных установок и профессиональных качеств гражданских служащих признается различными как одна из острых социальных проблем.
Очевидно, что неизбежная модернизация государственных приоритетов возможна при условии адекватного изменения профессиональных качеств гражданских служащих. В системе государственной гражданской службы необходима разработка программ профессионального развития, методических рекомендаций по установлению взаимосвязи результатов оценки результативности с условиями прохождения службы. Применение данных методических рекомендаций позволяет планировать карьерное продвижение и профессиональное развитие наиболее успешных служащих, а также принимать обоснованные решения о необходимости корректирующих воздействий в отношении государственных гражданских служащих, не достигающих требуемого уровня профессионального развития.
В профессиональной деятельности государственных гражданских служащих с течением времени неизбежно наступает момент, когда привычные профессиональные служебные обязанности выполняются довольно продолжительное время и алгоритм их выполнения становится типичным или, наоборот, появляются функции, требующие получения новых профессиональных знаний. Указанные тенденции могут в значительной степени оказывать негативное влияние на степень мотивации государственных гражданских служащих и отрицательно сказаться на эффективности и результативности их профессиональной деятельности.
Профессиональное развитие представляет собой целенаправленный процесс формирования, актуализации и приращения профессиональных качеств гражданских служащих и квалификационнодолжностного роста, осуществляемый в соответствии с усложнением управленческих задач и функций и обусловленный необходимостью повышения эффективности федерального государственного органа. При таком подходе профессиональное развитие государственных служащих представляет собой важный элемент прохождения государственной службы и решающий фактор повышения уровня квалификации и профессионального мастерства работников государственного аппарата. При этом профессиональные знания, умения и навыки — показатели профессионализма государственного служащего. Они определяют профессиональную пригодность и компетентность государственного служащего.